Ронины — это опальные японские самураи, о которых ходят множество легенд. Однако их образы часто сильно искажаются, превращаясь в романтические мифы. Эти странствующие и отверженные воины оставили заметный след в истории средневековой Японии, сыграв важную роль в её формировании.
Хоть легенды и придают ронинам таинственности, реальная жизнь таких воинов была полна трудностей. Они потеряли своего господина (даймё) или право служить ему, что делало их положение крайне нестабильным. Некоторые ронины становились наёмниками, другие искали способы вернуть утраченную честь, а третьи выбирали путь странствий.
Такие образы вдохновляют современные книги, фильмы и произведения искусства, раскрывая красоту и трагичность этой эпохи. Сегодня вы можете узнать больше о ронинах.
Ронин кто это?
Ронин переводится как «человек, блуждающий, словно волны», то есть «странник» или «бродяга». Эти люди были бывшими самураями, которые остались без хозяина по разным причинам.
В японской культуре самураи считались аналогами европейских рыцарей. Они служили своим даймё (феодальным властителям) с полной преданностью до конца службы. Слово «ронин» происходит от двух символов: 浪 [ро] — «волны» и 人 [нин] — «человек». Когда самурай терял хозяина, будь то из-за его гибели или освобождения от службы, он становился ронином.
В период Сэнгоку (15–17 века) такая ситуация была довольно распространенной. Самураям разрешалось искать новую службу, выбирать другие профессии или заниматься торговлей. Однако в эпоху Эдо (17–19 века) система сословий ужесточилась, и переход между классами стал практически невозможным. Самурай, оставшийся без господина, не мог стать фермером или торговцем. Более того, кодекс бусидо того времени строго запрещал ронинам искать работу у других даймё.
Согласно бусидо, единственным приемлемым решением для ронина было совершение сэппуку — ритуального самоубийства. Этот обряд, также известный как харакири, требовал использования короткого меча танто. В идеале, другой самурай должен был помочь завершить ритуал, используя более длинный меч, катану.
Однако не все самураи следовали этим строгим правилам. Многие избегали обряда и становились ронинами, находя работу наемниками, телохранителями или вступая в бродячие банды. Такие люди становились символами как чести, так и бунтарства, оставив значительное наследие в истории и культуре Японии.
Почему так много самураев стали ронинами?
История ронинов получила новый виток на рубеже XVII века, между эпохами Сэнгоку и Эдо. Все изменилось благодаря Тоётоми Хидэёси, известному как Великий Объединитель.
Тоётоми Хидэёси (1537–1598) начал свою жизнь в крестьянской семье. Служа у Ода Нобунаги, одного из главных даймё того времени, Тоётоми постепенно поднялся в рядах самураев. Нобунага уже вел кампанию по объединению японских даймё, когда Тоётоми только начинал свой путь. Со временем Хидэёси стал преемником Нобунаги и продолжил его дело, объединив Японию под своим правлением. Этот успех положил конец периоду Сэнгоку и открыл эпоху Эдо.
Однако это объединение принесло не только мир, но и трудности для самураев. Поскольку Япония перестала быть разделенной, региональные даймё больше не нуждались в большом количестве солдат. В результате многие самураи оказались без работы.
Например, в 1614 году тысячи ронинов присоединились к армии Тоётоми Хидэёри (сына Хидэёси) во время осады Осаки. Но после этого ронины оказались невостребованными. К середине XVII века, при правлении Токугава Иэмицу (1604–1651), по Японии бродило до полумиллиона бывших самураев. Некоторым удалось стать фермерами в отдаленных деревнях, но многие вынуждены были нарушать закон, чтобы выжить.
Эти события навсегда изменили жизнь и статус самураев, сделав ронинов не только историческими фигурами, но и символами эпохи перемен.
Следовал ли ронин кодексу Бусидо?
Бусидо Сосинсю, или Кодекс Воина, был не только военным, но и моральным кодексом, который задавал образ жизни для самураев. Этот кодекс, сформированный в XVII веке, стал важной частью их культуры. Однако, стоит отметить, что Бусидо был не первым сводом правил для воинов. Ему предшествовали более ранние кодексы, такие как Кюба но Мичи (Путь лука и лошади) и другие подобные своды.
Что особенно важно, правила Бусидо распространялись только на самураев. Однако ронины, потерявшие хозяина и отказавшиеся совершить сэппуку, уже не считались самураями. Они сознательно бросали вызов этому кодексу, и от них больше не ожидали его соблюдения.
Несмотря на это, некоторые ронины следовали собственным моральным принципам. Некоторые даже старались придерживаться идеалов Бусидо, несмотря на свое положение. Это подчеркивает, насколько индивидуальными могли быть жизненные пути бывших самураев.
Когда исчезли ронины?
К концу эпохи Эдо ронины практически исчезли с японских дорог и площадей. К XVII веку спрос на новых самураев и солдат резко упал. Мир и стабильность периода Эдо побуждали молодёжь выбирать другие профессии и даже не думать о жизни воина.
Однако это не значит, что самурайский класс полностью исчез одновременно с ронинами. Самураи сохраняли своё место в обществе вплоть до 1876 года, когда их статус был официально упразднён. Ронины же начали исчезать гораздо раньше.
Такое расхождение объясняется двумя причинами. Во-первых, меньше самураев теряли хозяина, поскольку между даймё установился мир. Во-вторых, даже те, кто становился ронинами, находили другие занятия, отказываясь от кочевой жизни.
Таким образом, ронины ушли в прошлое гораздо раньше, чем самураи, оставив нам легенды о своей свободе и непокорности.
47 ронинов
Среди ронинов было немало выдающихся личностей, известных как в истории, так и в культуре. Например, Киокутей Бакин прославился как писатель, а ронин Сакамото Рёма активно боролся с сёгунатом Токугава, выступая за демократию. Один из самых известных ронинов, Миямото Мусаси, стал известен не только как воин, но и как философ, буддист и автор книги «Пять колец». Эти личности сыграли важную роль в формировании исторического образа ронина.
Но ни одна история о ронинах не вызывает столько интереса, как легенда о 47 ронинах. Их поступок, известный как инцидент Ако, произошёл в XVIII веке, когда эпоха ронинов уже подходила к концу. Эти 47 бывших самураев лишились своего хозяина, даймё Асано Наганори, после того как он был вынужден совершить сэппуку за нападение на чиновника Кира Ёсинака. Вместо того чтобы принять свою судьбу, ронины решили отомстить за своего господина.
Год они тщательно готовились к мести. Наконец, собрав силы, они напали на Киру и убили его, а затем, следуя кодексу Бусидо, совершили сэппуку.
История 47 ронинов пережила века, вдохновляя писателей, драматургов и режиссёров как в Японии, так и за её пределами. Она является частью трёх великих японских легенд о мести, наряду с «Местью Игагоэ» и «Местью братьев Сога».
Символы и символика Ронина
Ронин может означать разные вещи в зависимости от контекста. Исторически они часто были разбойниками, наёмниками и мародёрами. Однако в разные периоды времени ронины также становились фермерами, горожанами или даже писателями, философами и активистами.
Тем не менее, основная характеристика ронинов заключается в том, что они были жертвами своей системы. Хотя кодекс бусидо часто восхвалял честь, доблесть и самопожертвование, он также налагал жестокие обязательства. В случае, если самурай не мог защитить своего господина, он был обязан совершить сэппуку.
С точки зрения XXI века, требование покончить с собой или жить в изоляции кажется чрезмерно жестоким. Однако с развитием мира и стабильности в Японии потребность в постоянных армиях исчезла, и, соответственно, прекратилось появление новых ронинов.
Ронин в современной культуре
Многие образы и ассоциации, которые мы имеем о ронинах, сильно романтизированы. Это стало возможным благодаря различным романам, пьесам и фильмам, которые мы видели и читали. Эти произведения обычно фокусируются на позитивных аспектах истории ронинов. Они изображают изгоя, который стремится поступать правильно, несмотря на жестокие законы общества, которые иногда могли быть «неоптимальными».
Неважно, насколько точными являются эти истории с исторической точки зрения, они всё равно остаются легендарными. Такие примеры, как фильмы Акиры Куросавы о дзидайгэки («Семь самураев», «Ёдзимбо», «Сандзюро»), прекрасно воплощают дух ронинов.
Кроме того, существуют и другие произведения, такие как фильм Масаки Кобаяши «Харакири» (1962) или японско-американская экранизация «47 ронинов» (2013). Не стоит забывать о видеоигре Ghost of Tsushima (2020) и аниме-сериале Samurai Champloo (2004), а также о мультсериале «Самурай Джек», где главный герой является ронином, а не самураем.
Заключение
Сегодня термин «ронин» в Японии часто используется для обозначения наемных работников, а также выпускников, которые ещё не поступили в университеты. Это символизирует состояние неопределенности, похожее на жизнь исторических ронинов, которые не имели постоянного хозяина.
Хотя класс ронинов исчез из японского общества, их истории и особая мировоззренческая позиция продолжают вдохновлять и привлекать внимание.