Акира Куросава и его фильмы

Акира Куросава

Японский режиссер Акира Куросава (1910–1998) получил международное признание благодаря таким фильмам, как «Расёмон» (1950), «Икиру» (1952) и «Ран» (1985).

Кем был Акира Куросава?

Режиссер Акира Куросава начал свою карьеру в качестве помощника режиссера в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. В 1950 году он получил международное признание благодаря сказке о самураях «Расёмон» , по которой он снял такие влиятельные фильмы, как «Семь самураев» , «Трон крови» и «Йоджимбо» . После трудного периода, в течение которого он не смог найти поддержки для своих проектов, а также предпринял попытку самоубийства, его влияние на молодое поколение режиссеров привело к возрождению его карьеры с фильмами «Кагемуша» и «Ран» . Куросава умер в 1998 году, оставив после себя впечатляющий объем работ, которые позволили ему стать одним из величайших режиссеров 20-го века.

Ранний период жизни

Куросава родился в Токио 23 марта 1910 года. Его зажиточная семья ведет свое происхождение от 11 века, и юного Куросаву рано учили, что он потомок самураев. Но, несмотря на это уважаемое, явно японское происхождение, отец Куросавы считал, что он и его братья и сестры также должны познакомиться с западной культурой, поэтому он часто водил их на просмотр фильмов.

Изначально Куросава увлекся искусством; После окончания средней школы он учился в школе западной живописи Дошиша. Однако в 1936 году его эссе для работы на киностудии Photo Chemical Laboratories привлекло внимание Кадзиро Ямамото, одного из крупнейших режиссеров Японии того времени, который настоял на найме Куросавы. Будучи помощником режиссера в течение следующих семи лет, Куросава снял около 24 фильмов с Ямамото и другими режиссерами и, в частности, узнал, как важно уметь писать хороший сценарий.

Восходящее солнце

Поскольку он был признан непригодным к военной службе после неудачного медицинского обследования, когда Япония вступила во Вторую мировую войну, Куросава смог остаться в Токио и продолжить работу. Несмотря на присущие конфликту экономические трудности, именно в это время Куросава был назначен режиссером и снял свой первый фильм «Санширо Сугата» . Картина о боевых искусствах, действие которой происходит в Японии XIX века, была выпущена в 1943 году и продемонстрировала таланты Куросавы как писателя и режиссера. За этим последовал Куросава с «Итибан уцукусику» на тему Второй мировой войны в 1944 году. А в следующем году он женился на своей звезде Ёко Ягути.

На короткий период после окончания войны подающая надежды карьера Куросавы была приостановлена ​​оккупационными войсками США, но он вернулся к кинопроизводству со своей собственной критикой довоенного милитаризма Японии, «Нет сожалений о нашей молодежи»  в 1946 году. Два года спустя, он сделал свой первый значительный прорыв в пьесе «Пьяный ангел» , мелодраме, действие которой происходит в послевоенном Токио, которая не только продемонстрировала диапазон Куросавы, но и ознаменовала его первое сотрудничество с актером Тосиро Мифунэ.

Международный

Куросава последовал своему первому домашнему успеху с тем, что стало его первым международным хитом, «Расёмон» (1950), история убийства самураев, рассказанная с точки зрения четырех разных персонажей по сценарию Акутагавы. Сейчас это считается мастерски новаторским устройством для повествования историй того времени, но в Японии он вызвал неоднозначную реакцию. Тем не менее, его гений не был утерян на международном уровне, и он выиграл главный приз Венецианского кинофестиваля и премию Американской киноакадемии за лучший иностранный фильм. По сценарию Куросавы Мартин Ритт переделал его в вестерн 1964 года «Возмущение»Он стал самым ранним из многих произведений Куросавы, адаптированных к этому жанру.

Теперь, когда он признан важным голосом в кино, в течение следующего десятилетия Куросава снял несколько самых влиятельных и развлекательных фильмов про самураев. В 1952 году он выпустил всемирно известный «Икиру», а в 1954 году он выпустил эпическую серию «Семь самураев» , дань уважения вестернам, которые позже совершили полный круг, когда он был переделан как «Великолепная семерка» (1960). Еще раз продемонстрировав свой диапазон и талант к адаптации, в 1957 году Куросава выпустил «Престол крови» . Это переосмысление «Макбета» , которое широко считается одной из лучших интерпретаций произведений Шекспира. Следом за ним последовала «Скрытая крепость» 1958 года. , история принцессы, ее генерала и их двух неуклюжих товарищей-крестьян в поисках пути домой. Это стало важной вехой в качестве первого фильма в Японии, в котором использовался широкоэкранный формат, но, возможно, он даже более важен из-за того влияния, которое он оказал на молодого американского режиссера Джорджа Лукаса, который называет фильм «Скрытая крепость» основным источником влияния на «Звездные войны» .

Темные облака

Чтобы обрести большую художественную свободу в своей работе, в 1960 году Куросава основал собственную продюсерскую компанию. Его первым фильмом из этого нового предприятия стал «Йоджимбо» (1961), в котором рассказывается о безымянном странствующем самурае, который играет посредника между двумя враждующими фракциями в маленьком городке. Среди своих самых популярных и доступных фильмов Серджио Леоне переделал его как «Пригоршню долларов» (1964), где Клинт Иствуд сыграл главную роль в образце «Человека без имени».

Однако, несмотря на постоянные успехи Куросавы, негативное влияние телевидения на кинопроизводство и экономическая депрессия в Японии заставили его искать работу в Голливуде. К сожалению, ни один из его проектов там не реализовался. Его триллер «Поезд-беглец» не получил финансовой поддержки, а личные разногласия заставили Twentieth Century Fox уволить его из фильма «Тора». Разочарование Куросавы усугублялось коммерческим провалом его комедии 1970 года «Под стук трамвайных колёс» . Удрученный, истощенный и страдающий финансово, Куросава предпринял попытку самоубийства в 1971 году. Хотя в конце концов он выздоровел, он смирился с тем, что больше никогда не будет руководить.

Воскрешение

На грани того, чтобы раствориться в безвестности, российская продюсерская компания обратилась к Куросаве с просьбой снять приключенческий эпос «Дерсу Узала» об отшельнике. Снятый в Сибири и премьера которого состоялась в 1975 году, фильм с энтузиазмом восприняли мировые зрители. Однако, Акира Куросава серьезно подорвал здоровье во время постановки. Хотя ему становилось все труднее заручиться поддержкой своих проектов, Куросава упорно пытался донести свое видение до экрана.

Несмотря на то, что Акира Куросава внес в мир кино, вполне естественно, что его глубокое влияние когда-нибудь окупится. В конце 1970-х поклонник Куросавы Лукас воспользовался своим огромным успехом в «Звездных войнах», чтобы привлечь Френсиса Форда Копполу и Twentieth Century Fox для создания «Кагемуша» , средневековой истории о самураях эпических масштабов. Выпущенный в 1980 году, он получил Гран-при Каннского кинофестиваля и был номинирован на премию Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке. Воодушевленный успехом «Кагемуши» , Куросава продолжил в 1985 году «Ран» , его самурайскую адаптацию шекспировского «Короля Лира».

‘Сны’ и смерть

В 1990 году 80-летний режиссер вернулся с экспериментом « Мечты». Который вывели на экран с помощью еще одного из его поклонников, Стивена Спилберга. Хотя фильм встретил теплый прием, в этом году на церемонии вручения премии Оскар Спилберг и Лукас вручили Куросаве почетный Оскар в знак признания его работ.

Режиссер сделал умеренно успешную «Рапсодию» в августе  1990 года и « Мададайо»  в 1993 году. В 1995 году он работал над своим следующим проектом, когда упал и сломал себе спину. Полученные травмы приковали его к инвалидной коляске на всю оставшуюся жизнь и привели к быстрому ухудшению его здоровья. Он умер от инсульта 6 сентября 1998 года в Токио. Ему было 88 лет. После его смерти его влияние на кино по-прежнему ощущается через новые интерпретации его работ и долгосрочное влияние, которое он оказал на некоторые из самых ярких светов индустрии.

Прокрутить вверх