Кабуки традиционная японская форма театра, уходящая корнями в эпоху Эдо. Он признан одним из трех основных классических театров Японии наряду с Но и Бунраком. И к тому же является нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.
Что это такое?
Кабуки это искусство, в котором много зрелищности.
Сочетая музыку, танцы и пантомиму с тщательно продуманными костюмами и декорациями, драмы кабуки изображают сказки, основанные на региональных мифах и историях. Хотя сегодня он получил международное признание, его происхождение было скромным и несколько спорным . Многие современные техники и исполнители кабуки являются прямым потомком оригинальных методов и исторических актеров. Именно в связи с этим форма искусства практически не изменилась на протяжении веков. Мы расскажем вам все о значении, истории и методах этого классического, сложного и увлекательного стиля повествования.
Что такое театр Кабуки?
Кабуки (歌舞 伎) состоит из трех иероглифов (китайских иероглифов): ка (歌) означает петь, бу (舞) означает танец, а ки (伎) означает умение. Буквально кабуки означает искусство песни и танца , но представления выходят далеко за рамки этих двух элементов.
В общем, японское кабуки — это диковинное визуальное зрелище, в котором больше внимания уделяется внешнему виду, чем истории. Такие элементы производства, как костюмы, освещение, реквизит и декорации, дополняют такие аспекты выступления, как песни и танцы. Все они представлены грандиозно, чтобы создать единое зрелищное шоу.
Как и когда возникло Кабуки?
Сегодняшние актеры кабуки — все мужчины, но данный вид искусства создан женщиной . Идзумо-но Окуни была синтоистской жрицей, которая начала выступать в начале 1600-х годов в различных местах Киото , в том числе в святынях и в высохшем русле реки Камо. Она сформировала женскую труппу из местных неудачников и проституток, обучая их театру, песням и танцам. Эти женщины изображали как мужских, так и женских персонажей в комедийных пьесах, пародирующих повседневную жизнь. Представления, известные как онна-кабуки ( онна означает женщина), были остроумными и наводящими на размышления . Этот партизанский вид развлечения быстро стал настолько популярным, что конкурирующие труппы сформировались даже в Токио (тогда называвшемся Эдо). А госпожу Окуни попросили выступить перед Императорским двором.
Кабуки стало обычным явлением в кварталах красных фонарей. Потму что ассоциировался с проституцией, поскольку исполнители иногда предлагали свои услуги зрителям. Последовавшая моральная паника привела к полному запрету женщинам выступать в 1629 году. Сначала их роли брали на себя мальчики. Но они тоже были уличены в занятии проституцией, и также были запрещены. Наконец, взрослые мужчины начали выступать, взяв на себя роли мужчин и женщин, как их предшественники.
Кабуки изначально рассматривался как авангард, причудливая нишевая форма развлечения для простых людей. Их привлекала смелая эксцентричность и непристойность раннего выступления, а публика часто была шумной. Предполагается, что первоначальное значение слова кабуки связано с глаголом кабуку (傾 く), который может означать « вести себя странно» . Потребовались десятилетия, чтобы превратиться в популярную формализованную форму искусства, которой он стал.
18 век был золотым веком истории кабуки. Была формализована структура выступлений, установлены повторяющиеся типы персонажей, и все слабые места удалены. Однако движения и визуальные эффекты остались на высоте. С тех пор кабуки остается одним из величайших и самых известных японских искусств .
О чем идут пьесы Кабуки?
В трех основных категориях кабуки игр являются джидаймоно (ранней исторические и легендарные истории), сэвамоно (современные сказки поста-1600) и сёсагото (танцевальные драмы) . На видео выше вы можете увидеть танцевальное представление Накамуры Умемару в Японском саду Портленда .
Одна из центральных драматических тем кабуки — столкновение морали и человеческих эмоций . Японские моральные идеалы, как исторически, так и сегодня, в значительной степени опираются на религиозные философии синтоизма, буддизма и конфуцианства, которые, как правило, подчеркивают такие качества, как преданность своим старшим и общине. Однако такие эмоции, как месть и любовь, часто мешают семейным и другим обязанностям, создавая центральный конфликт в большинстве пьес. Они часто заканчиваются трагедией .
Драмы Кабуки иногда включают в себя образовательные элементы или попытку вызвать размышления. Но основное внимание уделяется совокупному опыту наблюдения за полным визуальным зрелищем. Реальность и последовательность отошли на второй план, уступив место сложным костюмам и сверхъестественным преобразованиям.
Известные пьесы кабуки:
Канадахон Чушингура (Сокровищница верных слуг) — дзидаймоно, основанное на известной сказке о 47 ронинах , правдивой истории о банде самураев, которые отомстили за смерть своего убитого хозяина перед тем, как совершить ритуальное самоубийство.
Сугавара Дэндзю Тенараи Кагами (Сугавара и секреты каллиграфии) — основано на жизни ученого Сугавара-но Митидзане эпохи Хэйан (794–1185). Изгнанный из Киото ученный скитался, а затем погиб. После его смерти на его врагов обрушился ряд бед, которые заставили их обожествить ученого, чтобы успокоить его мстительный дух.
Сонедзаки Синдзю (Любовное самоубийство в Сонедзаки) — севамоно. История о запретной любви между осиротевшим торговцем по имени Токубей и его возлюбленной Охатсу, куртизанкой. Пара совершает самоубийство в храме, посвященном Сугавара-но Митидзане.
Банчо Сараясики (Особняк с блюдами в Банчо) — классическая сказка из призрачных анналов японского фольклора, где слуга сёгуна влюбляется в служанку, работавшую в его семье. Когда служанка Окику отказывается от заботливых ухаживаний лорда, он бросает ее в колодец. Такова была природа межклассовых ухаживаний в феодальной Японии. Только для него это был не конец, потому как призрак Окику стал его преследовать. Кстати, банчо Сараясики и его теперь печально известный колодец послужили прямым источником вдохновения для романа 1991 года « Звонок» , впоследствии получившего признание критиков в фильмах ужасов на японском и английском языках.
Ёцуя Кайдан («История о призраках Ёцуи») — еще одно произведение из жанра призрачной фантастики. Ёцуя Кайдан — это классическая история о мести из могилы, рассказанная в пяти действиях. В этой истории есть все запретный роман, коварство и предательство с умственным расстройством, добавленным в достаточной мере. Вообразите, что вам рассказывают об этом в чувственном водовороте в кабуки.
Кто самые известные актеры и драматурги Кабуки?
Помимо Идзумо-но Окуни, жрицы-основательницы, многие ключевые фигуры сформировали современный японский кабуки.
Одним из самых влиятельных был Чикамацу Монзаэмон (1653-1725), японский драматург, настолько плодовитый, что его часто сравнивают с Шекспиром . Он написал «Любовное самоубийство в Сонедзаки», а также множество других сценариев, многие из которых также посвящены трагическим самоубийствам. Несмотря на то, что сценарии не считаются такими важными, как визуальные эффекты, Монзаэмон ценится за совершенствование и популяризацию концепций, которыми теперь известен кабуки.
Саката Тодзюро I (1647–1709) был актером, сотрудничавшим с Чикамацу Монзаэмоном. Кстати, его полюбили за реалистичный и нежный стиль игры. Примерно в то же время Итикава Дандзюро I (1660–1704) стал известен как напыщенный исполнитель. Несомненно, стиль Тодзюро идеально подходил для романтических историй. В то время как Данжуро подходили кровавые рассказы о войне и конфликтах. В итоге, эти стили стали популярными и им подражают по сей день.
И «Саката Тодзюро», и «Итикава Дандзюро» продолжали играть как яго, сценические имена, переданные актерам, которые продолжают их методы. Другие имена, взятые у известных игроков, применялись к нескольким поколениям исполнителей, включая Итикава Эбизо, Мацумото Коширо и Накамура Канзабуро. Каждое новое поколение добавляет число в конце своего имени — среди современников — Итикава Дандзюро XII и Саката Тодзюро IV (чья родословная была прервана более 200 лет, прежде чем недавно претерпела возрождение).
Бандо Тамасабуро V, возможно, самый почитаемый оннагата (актер играющий женщин), все еще преуспевающий в своем мастерстве. Хотя, 71-летний мужчина, известный своими женственными чертами и элегантной походкой, играет на сцене уже более шестидесяти лет, следуя по стопам своего приемного отца (Бандо Тамасабуро IV). Когда его друг и поклонник, писатель Алекс Керр спросил: «Почему вы захотели стать [актером кабуки]?», Тамасабуро V ответил: «Потому что я жаждал мира красоты, недоступного для меня». Возможно, это лучше всего объясняет, почему по прошествии стольких лет молодые актеры все еще стремятся приобщиться к архаичному миру кабуки.
Каковы ключевые элементы выступления Кабуки?
К настоящему времени вы знаете, что пьесы сочетают в себе множество взаимосвязанных элементов, в первую очередь песни и танец. Вот более подробный взгляд на основные компоненты пьесы кабуки и на то, как они работают вместе.
Песня
Музыка, созданная как певцами, так и инструментами, помогает задать тон повествования и темп сцены. Песни могут исполняться одним или несколькими певцами (утаката ) одновременно и обычно сопровождаются сямисэн , разновидностью японской лютни. Другие инструменты могут использоваться для создания звуковых эффектов или выступать в качестве сигналов для актеров. Кстати, в зависимости от выступления музыканты могут находиться за кулисами, располагаться сзади или сбоку от сцены или даже непосредственно участвовать в действии спектакля.
Танец
Несомненно, танцевальные номера вставляют в спектакли практически при любой возможности. Однако игра кабуки настолько стилизована, что большую часть времени неотличима от танца. Актеров учат двигаться и жестикулировать, используя танцевальные движения, а это значит, что танец является неотъемлемой частью всех пьес кабуки. Движения различаются в зависимости от персонажа: оннагата (женские персонажи) изящно текут, а доки (комедийные персонажи) весело подпрыгивают. Многие выступления заканчиваются ярким танцевальным финалом ( огири шосагото ) с участием всего состава.
Техники исполнения
Актеры используют множество хореографических движений, напоминающих танец, в том числе:
Тачимавари : техника сценического боя. Хореографический бой может быть рукопашным или на мечах.
Роппо : движение, имитирующее ходьбу или бег. Обычно в паре с оптимистичными барабанами.
Нингёбури : акт, в котором один актер контролирует движения другого, как кукловод. Эта техника была вдохновлена японским кукольным театром бунраку.
Хикинуки: специальная техника, которая включает смену костюма на сцене, часто идеально сочетающуюся с музыкой.
Костюмы
Поскольку драмы, как правило, происходят в прошлом, исполнители обычно носят кимоно, традиционную японскую одежду. Стили варьируются от практичных и приглушенных до громоздких и экстравагантных. Один из самых важных навыков актеров — это просто умение хорошо двигаться в своих тяжелых костюмах; а это не малый труд. Костюмы и сопутствующие парики изготавливаются вручную квалифицированными мастерами и иногда украшаются тонкими серебряными и золотыми нитями.
Макияж
Макияж, известный как кешо , основан на чертах характера персонажа. Лица актеров покрыты оширои (белой краской), чтобы сделать их более заметными и драматичными. Затем добавляются цветные линии, чтобы подчеркнуть их особенности, а также описать их характер. Красный представляет такие качества, как страсть и гнев; синий символизирует зло или печаль. Узоры различаются в зависимости от пола персонажа. Сверхъестественные существа, такие как призраки и демоны, носят самый драматичный макияж. Актеры наносят макияж вне выступлений, чтобы лучше понять своего персонажа. В качестве альтернативы иногда используются украшенные маски кабуки , хотя они более распространены в театре но.
Дизайн декораций и реквизит
Сценические декорации щедры и обычно включают сложное оборудование. Подвижные лифты, ловушки и занавески позволяют исполнителям и фонам претерпевать удивительные изменения. Например, актер может внезапно исчезнуть со сцены и снова появиться в аудитории, или фон может вращаться, имитируя корабль, движущийся по воде. Призраки и демонические персонажи часто подвешиваются в воздухе на стальных тросах — процесс, называемый чунори . Когда самим актерам нужно трансформироваться, очень полезный игрок — кокен . Кокен — помощники на сцене, которые помогают актерам менять костюмы и реквизит. Они часто носят все черное, чтобы сохранить иллюзию того, что персонажи трансформируются сами по себе.
Участие аудитории
Во время выступлений зрители нередко кричат и подбадривают своего любимого актера, когда он появляется на сцене, или аплодируют, когда происходит что-то захватывающее. Артисты иногда даже обращаются напрямую к зрителям. Лишь в более поздние годы сцена вообще отделила исполнителей от публики.
Кабуки в популярной культуре.
Как и многие другие традиционные формы искусства Японии, кабуки давно миновал период своего расцвета. Он по-прежнему ведет приличную торговлю в традиционных центрах Токио и Киото и обладает достаточной исторической привлекательностью, чтобы привлекать жаждущих культуры туристов. Но где кабуки, пожалуй, наиболее распространено сегодня, так это во влиянии, которое он оказал на другие художественные среды.
Аниме — яркий тому пример . Во время ревущих диатриб или монологов с выпученными глазами персонажи аниме, как правило, действуют особым образом: они используют гиперстилизованные движения тела и лицевые искажения для сопровождения вокала. Более того, аниме часто полагается не только на сюжет, экспозицию или развитие персонажа, но и на визуальные эффекты. Это в высшей степени отражает характеристики, которые определяют кабуки. Однако не так уж и ясно, были ли эти техники повествования преднамеренно заимствованы у кабуки, или они просто пережиток их культурных предков.
Считается, что Кабуки также оказал влияние на западный театр с тех пор, как он был представлен колониальным путешественникам в конце 1800-х годов. А именно, появление на Западе абстракционизма — взамен более реалистичных стилей повествования — имело художественный отпечаток кабуки. Более поздние пьесы Теннесси Уильямса (в том числе « В баре токийского отеля» ) отошли от характерного реалистичного диалога, на котором он построил свою славу. В то время над ним высмеивали многие западные критики. Тем не менее, некоторые указывают на влияние кабуки как на причину этого изменения в его творчестве.
Помимо Уильямса, абстракционизм стал лейтмотивом многих западных писателей и режиссеров на протяжении 20 века. Различные пьесы кабуки были даже переосмыслены для большого экрана , многие из которых уже вышли за границу (как в локализованных версиях, так и в переводе): «47 ронинов», «Кольцо», «История о призраке Ёцуи» и « Шин Хейке Моногатари» и многие другие. .
Где можно увидеть Кабуки в Японии и за ее пределами?
Сегодня выступления кабуки проходят по всей Японии, а иногда даже гастролируют за границу. Спектакль обычно делится на сегменты, один ранним днем и один ранним вечером. Каждый сегмент далее делится на действия. Билеты обычно продаются по сегментам, хотя в некоторых случаях их можно купить и по актам. Билеты начинаются примерно с 2000 йен (18 долларов) за выступление; в зависимости от рассадки; полный сегмент может стоить до 250 000 иен (2250 долларов США)! Официальная одежда не обязательна, но и повседневная или открытая одежда и обувь тоже не подходят.
Токио
В Токио есть три театра кабуки, Кабукиза , Синбаси Энбудзё и Национальный театр. Кабукиза — самый старый; Первоначально он открылся в начале 1900-х годов, но недавно был отремонтирован по первоначальному проекту. В Кабукиза и Национальном театре можно взять напрокат аудиогиды на английском языке, в то время как в «Синбаши Энбуджо» обычно нет инструкций на английском языке.
歌舞 伎 座 ( Кабукиза )
Адрес: 4-12-15, Гиндза, Тюо-ку, Токио (см. Карту )
Сайт: kabuki-za.co.jp
新橋 演 舞場 ( Синбаши Энбудзё )
Сайт: shinbashi-enbujo.co.jp
国立 劇場 ( Кокурицу Гэкиджо )
Сайт: ntj.jac.go.jp
Киото
На родине кабуки находится знаменитый театр Минамида . Он был основан в 1610 году, но нынешнее здание было построено в 1929 году, напротив той же реки, где выступала жрица Окуни. Доступны аудиогиды на английском языке.
南 座 ( Минамиза )
Осака
Театр кабуки в Осаке — театр Шотикудза , впервые открытый в 1923 году. Он предоставляет английские брошюры и аудиогиды.
大阪 松竹 座 ( Осака Сётикудза )
Фукуока
Hakataza театр в городе Фукуока на южном острове Японии Кюсю, был построен в 1996 году английские брошюры доступны для большинства производств.
博 多 座 ( Хакатаза )
За границей и онлайн
Театр Сётику — одна из самых известных передвижных трупп кабуки. Основанная в 19 веке, эта линия актеров выступала в различных регионах Азии, Европы и Северной Америки с 1920-х годов. Информацию о зарубежных турах можно найти на их веб-сайте. Kabuki Web также предоставляет информацию о выступлениях за границей, хотя будущие международные гастроли в настоящее время не решены в свете продолжающейся пандемии.
Portland Японский сад является одним из центров Кабуки за пределами Японии. На видео выше вы можете увидеть завораживающее танцевальное представление Накамуры Умемару в этом самом месте. За Кабуки , театральная труппа Австралийского национального университета, которая стремится к инклюзивности за счет привлечения как мужчин, так и женщин, также повышает интерес к кабуки за рубежом. Труппа часто выступает на живых мероприятиях по всей Австралии и принимает частные заказы.
В постпандемическую эпоху существует гораздо больше возможностей для просмотра кабуки онлайн. YouTube — это кладезь классических произведений и виньеток кабуки, причем все они доступны бесплатно. Вы можете посмотреть « Ёсицунэ и Тысяча вишневых деревьев» (показано выше) и « Канадахон Чушингура» (Сокровищница верных слуг) — последний из которых снабжен английскими субтитрами. И хотя пуристы от этого могут перевернуться в гробу, новинка сотрудничества Кабуки и Звездных войн доступна на YouTube. В Kabuki Web также есть несколько отличных вводных видео по этому ремеслу.
Книги, чтобы узнать больше о Кабуки.
Хотя мы рассмотрели все основы кабуки в этом вводном учебнике, он почти не затронул поверхность этого глубокого и сложного мира. Если вы хотите узнать больше, есть множество проницательных книг по этой теме. Вот пять рекомендаций:
Кабуки, Зеркало Японии: Десять пьес, которые предлагают заглянуть в развивающиеся чувства , Кесако Мацуи
« Кабуки« Зеркало Японии » Кесако Мацуи» — отличная отправная точка для новичков в мире кабуки. Через призму десяти отдельных пьес в хронологическом порядке Мацуи смотрит на все, что формировало кабуки на протяжении веков, от того, как оно эволюционировало от истоков целлюлозной сатиры 17-го века до того, как на него повлияли время и место. Незаменим на книжной полке любого энтузиаста кабуки.
Эдо Кабуки в переходном периоде: от миров самураев к мстительному женскому призраку Сатоко Симадзаки
Еще одна работа, которая фокусируется на том, как кабуки менялась с течением времени, « Эдо Кабуки в переходный период» Сатоко Симадзаки — это действительно о золотых годах этого вида искусства. В книге, исследованной с научной степенью строгости, также рассматривается взаимный эффект, который кабуки оказал на общество: как он давал людям ощущение общей истории и помогал формировать зарождающуюся идентичность Эдо под контролем Сёгуна. Отличный вариант для тех, кто хочет еще больше погрузиться в культуру кабуки.
Кабуки: Пять классических пьес Джеймса Р. Брэндона
Возможно, нет смысла копаться в мире кабуки, не понимая самих пьес. В книге Джеймса Р. Брэндона « Кабуки: пять классических пьес» вы можете прочитать на английском языке одни из лучших историй, которые пригодятся на сцене кабуки. Пьесы были переведены на основе записанных на пленку записей живых выступлений, а также содержали комментарии и аннотации, помогающие оживить их все.
Игра Кабуки на сцене: Блеск и бравада, 1697-1766 , Джеймс Р. Брэндон
Эта следующая работа Джеймса Р. Брэндона, духовный преемник « Кабуки: пять классических пьес». Она включает 25 отдельных пьес в переводе, разделенных на два тома. Первый том « Пьесы кабуки на сцене: блеск и бравада» посвящен ранним годам кабуки, когда форма искусства, еще относительно новая, была, пожалуй, наиболее хаотичной и яркой. И снова отличное глубокое погружение для прилежных учеников театра кабуки.
Японский театр Кабуки, автор — А. К. Скотт
Японский театр Кабуки — это лучшее руководство в своем роде. Автор более 300 страниц А.С. Скотт знакомит читателей с миром кабуки, анализирует стили и актерские приемы, охватывает все, от известных драматургов до декораций, а также рассматривает некоторые из самых известных пьес, украшающих сцену. Отличная книга, которая устраняет разрыв между научными работами по кабуки и более непринужденными обзорами для неспециалистов.
Авторы англоязычной статьи Дэвида McElhinney & Brooke Larsen