Лучшее предложение в рунете
Пройди курс японского языка
Выучи японский язык! Расширить границы собственных возможностей. Говори на японском и открой новые способы заработка. Подходит для самостоятельного изучения.
Скидка 300 рублей
Индивидуальное занятие по японскому языку
Индивидуальное часовое занятие по видеосвязи по разработке методики изучения языка. Уже после первого занятия вы сделаете прорыв в изучении японского языка. Получите все необходимые инструменты и ворветесь в мир японского языка и культуры.
Полезные советы
Телеграм чат
Вступайте в нашу группу в Telegram. Задавайте вопросы и получайте ценные учебные материалы по японскому языку. Узнайте больше о японской культуре.
Кабуки

Что такое Кабуки? 8 фактов о театре Кабуки

Кабуки традиционная японская форма театра, уходящая корнями в эпоху Эдо. Он признан одним из трех основных классических театров Японии наряду с Но и Бунраком. И к тому же является нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.

Что это такое?
Кабуки это искусство, в котором много зрелищности.

Сочетая музыку, танцы и пантомиму с тщательно продуманными костюмами и декорациями, драмы кабуки изображают сказки, основанные на региональных мифах и историях. Хотя сегодня он получил международное признание, его происхождение было скромным и несколько спорным . Многие современные техники и исполнители кабуки являются прямым потомком оригинальных методов и исторических актеров. Именно в связи с этим форма искусства практически не изменилась на протяжении веков. Мы расскажем вам все о значении, истории и методах этого классического, сложного и увлекательного стиля повествования.

Как выучить японский язык самостоятельно с нуля

Хотите выучить японские иероглифы быстрее?

Станьте жителем деревни скрытой в сети и посещайте класс каллиграфии

Что такое театр Кабуки?

Кабуки (歌舞 伎) состоит из трех иероглифов (китайских иероглифов): ка (歌) означает петь, бу (舞) означает танец, а ки (伎) означает умение. Буквально кабуки означает искусство песни и танца , но представления выходят далеко за рамки этих двух элементов.

В общем, японское кабуки — это диковинное визуальное зрелище, в котором больше внимания уделяется внешнему виду, чем истории. Такие элементы производства, как костюмы, освещение, реквизит и декорации, дополняют такие аспекты выступления, как песни и танцы. Все они представлены грандиозно, чтобы создать единое зрелищное шоу.

Как и когда возникло Кабуки?

Театр Ичимураза Кабуки, 1740-е годы, Масанобу Окумура

Сегодняшние актеры кабуки — все мужчины, но данный вид искусства создан женщиной . Идзумо-но Окуни была синтоистской жрицей, которая начала выступать в начале 1600-х годов в различных местах Киото , в том числе в святынях и в высохшем русле реки Камо. Она сформировала женскую труппу из местных неудачников и проституток, обучая их театру, песням и танцам. Эти женщины изображали как мужских, так и женских персонажей в комедийных пьесах, пародирующих повседневную жизнь. Представления, известные как онна-кабуки ( онна означает женщина), были остроумными и наводящими на размышления .Этот партизанский вид развлечения быстро стал настолько популярным, что конкурирующие труппы сформировались даже в Токио (тогда называвшемся Эдо). А госпожу Окуни попросили выступить перед Императорским двором.

Кабуки стало обычным явлением в кварталах красных фонарей. Потму что ассоциировался с проституцией, поскольку исполнители иногда предлагали свои услуги зрителям. Последовавшая моральная паника привела к полному запрету женщинам выступать в 1629 году. Сначала их роли брали на себя мальчики. Но они тоже были уличены в занятии проституцией, и также были запрещены. Наконец, взрослые мужчины начали выступать, взяв на себя роли мужчин и женщин, как их предшественники.

Плакат Яноне Кабуки от Тории Киесада

Кабуки изначально рассматривался как авангард, причудливая нишевая форма развлечения для простых людей. Их привлекала смелая эксцентричность и непристойность раннего выступления, а публика часто была шумной. Предполагается, что первоначальное значение слова кабуки связано с глаголом кабуку (傾 く), который может означать « вести себя странно» . Потребовались десятилетия, чтобы превратиться в популярную формализованную форму искусства, которой он стал.

18 век был золотым веком истории кабуки. Была формализована структура выступлений, установлены повторяющиеся типы персонажей, и все слабые места удалены. Однако движения и визуальные эффекты остались на высоте. С тех пор кабуки остается одним из величайших и самых известных японских искусств .

О чем идут пьесы Кабуки?

В трех основных категориях кабуки игр являются джидаймоно (ранней исторические и легендарные истории), сэвамоно (современные сказки поста-1600) и сёсагото (танцевальные драмы) . На видео выше вы можете увидеть танцевальное представление Накамуры Умемару в Японском саду Портленда .

Одна из центральных драматических тем кабуки — столкновение морали и человеческих эмоций . Японские моральные идеалы, как исторически, так и сегодня, в значительной степени опираются на религиозные философии синтоизма, буддизма и конфуцианства, которые, как правило, подчеркивают такие качества, как преданность своим старшим и общине. Однако такие эмоции, как месть и любовь, часто мешают семейным и другим обязанностям, создавая центральный конфликт в большинстве пьес. Они часто заканчиваются трагедией .

Драмы Кабуки иногда включают в себя образовательные элементы или попытку вызвать размышления. Но основное внимание уделяется совокупному опыту наблюдения за полным визуальным зрелищем. Реальность и последовательность отошли на второй план, уступив место сложным костюмам и сверхъестественным преобразованиям.

© Натори Сюнсен, 1951, Накамура Утаэмон VI играет Ханако в Musume Dojoji

Известные пьесы кабуки:

Канадахон Чушингура (Сокровищница верных слуг)дзидаймоно, основанное на известной сказке о 47 ронинах , правдивой истории о банде самураев, которые отомстили за смерть своего убитого хозяина перед тем, как совершить ритуальное самоубийство.

Сугавара Дэндзю Тенараи Кагами (Сугавара и секреты каллиграфии) — основано на жизни ученого Сугавара-но Митидзане эпохи Хэйан (794–1185). Изгнанный из Киото ученный скитался, а затем погиб. После его смерти на его врагов обрушился ряд бед, которые заставили их обожествить ученого, чтобы успокоить его мстительный дух.

автор Shochiku

Сонедзаки Синдзю (Любовное самоубийство в Сонедзаки)севамоно. История о запретной любви между осиротевшим торговцем по имени Токубей и его возлюбленной Охатсу, куртизанкой. Пара совершает самоубийство в храме, посвященном Сугавара-но Митидзане.

Банчо Сараясики (Особняк с блюдами в Банчо)— классическая сказка из призрачных анналов японского фольклора, где слуга сёгуна влюбляется в служанку, работавшую в его семье. Когда служанка Окику отказывается от заботливых ухаживаний лорда, он бросает ее в колодец. Такова была природа межклассовых ухаживаний в феодальной Японии. Только для него это был не конец, потому как призрак Окику стал его преследовать. Кстати, банчо Сараясики и его теперь печально известный колодец послужили прямым источником вдохновения для романа 1991 года « Звонок», впоследствии получившего признание критиков в фильмах ужасов на японском и английском языках.   

Ёцуя Кайдан («История о призраках Ёцуи») — еще одно произведение из жанра призрачной фантастики. Ёцуя Кайдан — это классическая история о мести из могилы, рассказанная в пяти действиях. В этой истории есть все запретный роман, коварство и предательство с умственным расстройством, добавленным в достаточной мере. Вообразите, что вам рассказывают об этом в чувственном водовороте в кабуки.  

УЧИШЬ ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК ?

А результат заставляет вас ждать ?

А вы хотите посетить Японию и насладиться культурой страны восходящего солнца уже сейчас?

Вам необходима срочная помощь.

НАЧНИТЕ ПРОХОДИТЬ ЛУЧШИЕ КУРСЫ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА ПРЯМО СЕЙЧАС

И результат придет быстрее чем вы ожидаете

Кто самые известные актеры и драматурги Кабуки?

© автор Shochiku

Помимо Идзумо-но Окуни, жрицы-основательницы, многие ключевые фигуры сформировали современный японский кабуки.

Одним из самых влиятельных был Чикамацу Монзаэмон (1653-1725), японский драматург, настолько плодовитый, что его часто сравнивают с Шекспиром . Он написал «Любовное самоубийство в Сонедзаки», а также множество других сценариев, многие из которых также посвящены трагическим самоубийствам. Несмотря на то, что сценарии не считаются такими важными, как визуальные эффекты, Монзаэмон ценится за совершенствование и популяризацию концепций, которыми теперь известен кабуки.

© автор Shochiku

Саката Тодзюро I (1647–1709) был актером, сотрудничавшим с Чикамацу Монзаэмоном. Кстати, его полюбили за реалистичный и нежный стиль игры. Примерно в то же время Итикава Дандзюро I (1660–1704) стал известен как напыщенный исполнитель. Несомненно, стиль Тодзюро идеально подходил для романтических историй. В то время как Данжуро подходили кровавые рассказы о войне и конфликтах. В итоге, эти стили стали популярными и им подражают по сей день.

И «Саката Тодзюро», и «Итикава Дандзюро» продолжали играть как яго, сценические имена, переданные актерам, которые продолжают их методы. Другие имена, взятые у известных игроков, применялись к нескольким поколениям исполнителей, включая Итикава Эбизо, Мацумото Коширо и Накамура Канзабуро. Каждое новое поколение добавляет число в конце своего имени — среди современников — Итикава Дандзюро XII и Саката Тодзюро IV (чья родословная была прервана более 200 лет, прежде чем недавно претерпела возрождение).

© автор Shochiku

Бандо Тамасабуро V, возможно, самый почитаемый оннагата(актер играющий женщин), все еще преуспевающий в своем мастерстве. Хотя, 71-летний мужчина, известный своими женственными чертами и элегантной походкой, играет на сцене уже более шестидесяти лет, следуя по стопам своего приемного отца (Бандо Тамасабуро IV). Когда его друг и поклонник, писатель Алекс Керр спросил: «Почему вы захотели стать [актером кабуки]?», Тамасабуро V ответил: «Потому что я жаждал мира красоты, недоступного для меня». Возможно, это лучше всего объясняет, почему по прошествии стольких лет молодые актеры все еще стремятся приобщиться к архаичному миру кабуки.  

Каковы ключевые элементы выступления Кабуки?

© автор Shochiku

К настоящему времени вы знаете, что пьесы сочетают в себе множество взаимосвязанных элементов, в первую очередь песни и танец. Вот более подробный взгляд на основные компоненты пьесы кабуки и на то, как они работают вместе.

Песня 

Музыка, созданная как певцами, так и инструментами, помогает задать тон повествования и темп сцены. Песни могут исполняться одним или несколькими певцами (утаката ) одновременно и обычно сопровождаются сямисэн , разновидностью японской лютни. Другие инструменты могут использоваться для создания звуковых эффектов или выступать в качестве сигналов для актеров. Кстати, в зависимости от выступления музыканты могут находиться за кулисами, располагаться сзади или сбоку от сцены или даже непосредственно участвовать в действии спектакля.

Танец

Несомненно, танцевальные номера вставляют в спектакли практически при любой возможности. Однако игра кабуки настолько стилизована, что большую часть времени неотличима от танца. Актеров учат двигаться и жестикулировать, используя танцевальные движения, а это значит, что танец является неотъемлемой частью всех пьес кабуки. Движения различаются в зависимости от персонажа: оннагата (женские персонажи) изящно текут, а доки (комедийные персонажи) весело подпрыгивают. Многие выступления заканчиваются ярким танцевальным финалом ( огири шосагото ) с участием всего состава.

Техники исполнения

Актеры используют множество хореографических движений, напоминающих танец, в том числе:

Тачимавари : техника сценического боя. Хореографический бой может быть рукопашным или на мечах. 

Роппо : движение, имитирующее ходьбу или бег. Обычно в паре с оптимистичными барабанами.

Нингёбури : акт, в котором один актер контролирует движения другого, как кукловод. Эта техника была вдохновлена ​​японским кукольным театром бунраку.

Хикинуки: специальная техника, которая включает смену костюма на сцене, часто идеально сочетающуюся с музыкой.

© Музей Пибоди Эссекс , Кимоно Учикакэ для Кабуки, XIX век

Костюмы

Поскольку драмы, как правило, происходят в прошлом, исполнители обычно носят кимоно, традиционную японскую одежду. Стили варьируются от практичных и приглушенных до громоздких и экстравагантных. Один из самых важных навыков актеров — это просто умение хорошо двигаться в своих тяжелых костюмах; а это не малый труд. Костюмы и сопутствующие парики изготавливаются вручную квалифицированными мастерами и иногда украшаются тонкими серебряными и золотыми нитями.

Макияж

Макияж, известный как кешо , основан на чертах характера персонажа. Лица актеров покрыты оширои (белой краской), чтобы сделать их более заметными и драматичными. Затем добавляются цветные линии, чтобы подчеркнуть их особенности, а также описать их характер. Красный представляет такие качества, как страсть и гнев; синий символизирует зло или печаль. Узоры различаются в зависимости от пола персонажа. Сверхъестественные существа, такие как призраки и демоны, носят самый драматичный макияж. Актеры наносят макияж вне выступлений, чтобы лучше понять своего персонажа. В качестве альтернативы иногда используются украшенные маски кабуки , хотя они более распространены в театре но.

Маска Кабуки

Дизайн декораций и реквизит

Сценические декорации щедры и обычно включают сложное оборудование. Подвижные лифты, ловушки и занавески позволяют исполнителям и фонам претерпевать удивительные изменения. Например, актер может внезапно исчезнуть со сцены и снова появиться в аудитории, или фон может вращаться, имитируя корабль, движущийся по воде. Призраки и демонические персонажи часто подвешиваются в воздухе на стальных тросах — процесс, называемый чунори . Когда самим актерам нужно трансформироваться, очень полезный игрок — кокен . Кокен — помощники на сцене, которые помогают актерам менять костюмы и реквизит. Они часто носят все черное, чтобы сохранить иллюзию того, что персонажи трансформируются сами по себе.

Участие аудитории

Во время выступлений зрители нередко кричат ​​и подбадривают своего любимого актера, когда он появляется на сцене, или аплодируют, когда происходит что-то захватывающее. Артисты иногда даже обращаются напрямую к зрителям. Лишь в более поздние годы сцена вообще отделила исполнителей от публики.

Кабуки в популярной культуре.

© автор Shochiku

Как и многие другие традиционные формы искусства Японии, кабуки давно миновал период своего расцвета. Он по-прежнему ведет приличную торговлю в традиционных центрах Токио и Киото и обладает достаточной исторической привлекательностью, чтобы привлекать жаждущих культуры туристов. Но где кабуки, пожалуй, наиболее распространено сегодня, так это во влиянии, которое он оказал на другие художественные среды.

Аниме — яркий тому пример . Во время ревущих диатриб или монологов с выпученными глазами персонажи аниме, как правило, действуют особым образом: они используют гиперстилизованные движения тела и лицевые искажения для сопровождения вокала. Более того, аниме часто полагается не только на сюжет, экспозицию или развитие персонажа, но и на визуальные эффекты. Это в высшей степени отражает характеристики, которые определяют кабуки. Однако не так уж и ясно, были ли эти техники повествования преднамеренно заимствованы у кабуки, или они просто пережиток их культурных предков.

© автор Shochiku

Считается, что Кабуки также оказал влияние на западный театр с тех пор, как он был представлен колониальным путешественникам в конце 1800-х годов. А именно, появление на Западе абстракционизма — взамен более реалистичных стилей повествования — имело художественный отпечаток кабуки. Более поздние пьесы Теннесси Уильямса (в том числе « В баре токийского отеля» ) отошли от характерного реалистичного диалога, на котором он построил свою славу. В то время над ним высмеивали многие западные критики. Тем не менее, некоторые указывают на влияние кабуки как на причину этого изменения в его творчестве.

Помимо Уильямса, абстракционизм стал лейтмотивом многих западных писателей и режиссеров на протяжении 20 века. Различные пьесы кабуки были даже переосмыслены для большого экрана , многие из которых уже вышли за границу (как в локализованных версиях, так и в переводе): «47 ронинов», «Кольцо», «История о призраке Ёцуи» и « Шин Хейке Моногатари» и многие другие. .

Где можно увидеть Кабуки в Японии и за ее пределами?

Театр Кабукиза в Токио

Сегодня выступления кабуки проходят по всей Японии, а иногда даже гастролируют за границу. Спектакль обычно делится на сегменты, один ранним днем ​​и один ранним вечером. Каждый сегмент далее делится на действия. Билеты обычно продаются по сегментам, хотя в некоторых случаях их можно купить и по актам. Билеты начинаются примерно с 2000 йен (18 долларов) за выступление; в зависимости от рассадки; полный сегмент может стоить до 250 000 иен (2250 долларов США)! Официальная одежда не обязательна, но и повседневная или открытая одежда и обувь тоже не подходят.

Токио

В Токио есть три театра кабуки, Кабукиза , Синбаси Энбудзё и Национальный театр. Кабукиза — самый старый; Первоначально он открылся в начале 1900-х годов, но недавно был отремонтирован по первоначальному проекту. В Кабукиза и Национальном театре можно взять напрокат аудиогиды на английском языке, в то время как в «Синбаши Энбуджо» обычно нет инструкций на английском языке.

歌舞 伎 座( Кабукиза )

Адрес: 4-12-15, Гиндза, Тюо-ку, Токио (см.Карту )

Сайт: kabuki-za.co.jp

新橋 演 舞場( Синбаши Энбудзё )

Сайт: shinbashi-enbujo.co.jp

国立 劇場( Кокурицу Гэкиджо )

Сайт: ntj.jac.go.jp

Киото

© Майкл Мэггс / Creative Commons , Театр Минамида в Киото

На родине кабуки находится знаменитый театр Минамида . Он был основан в 1610 году, но нынешнее здание было построено в 1929 году, напротив той же реки, где выступала жрица Окуни. Доступны аудиогиды на английском языке.

南 座( Минамиза )

Осака

Театр кабуки в Осаке — театр Шотикудза , впервые открытый в 1923 году. Он предоставляет английские брошюры и аудиогиды.  

大阪 松竹 座( Осака Сётикудза )

Фукуока

Hakataza театр в городе Фукуока на южном острове Японии Кюсю, был построен в 1996 году английские брошюры доступны для большинства производств.

博 多 座( Хакатаза )

За границей и онлайн

Театр Сётику — одна из самых известных передвижных трупп кабуки. Основанная в 19 веке, эта линия актеров выступала в различных регионах Азии, Европы и Северной Америки с 1920-х годов. Информацию о зарубежных турах можно найти на их веб-сайте. Kabuki Web также предоставляет информацию о выступлениях за границей, хотя будущие международные гастроли в настоящее время не решены в свете продолжающейся пандемии. 

Portland Японский сад является одним из центров Кабуки за пределами Японии. На видео выше вы можете увидеть завораживающее танцевальное представление Накамуры Умемару в этом самом месте. За Кабуки , театральная труппа Австралийского национального университета, которая стремится к инклюзивности за счет привлечения как мужчин, так и женщин, также повышает интерес к кабуки за рубежом. Труппа часто выступает на живых мероприятиях по всей Австралии и принимает частные заказы.

https://youtu.be/senRJ0KJ7rE

В постпандемическую эпоху существует гораздо больше возможностей для просмотра кабуки онлайн. YouTube — это кладезь классических произведений и виньеток кабуки, причем все они доступны бесплатно. Вы можете посмотреть « Ёсицунэ и Тысяча вишневых деревьев» (показано выше) и « Канадахон Чушингура» (Сокровищница верных слуг) — последний из которых снабжен английскими субтитрами. И хотя пуристы от этого могут перевернуться в гробу, новинка сотрудничества Кабуки и Звездных войн доступна на YouTube. В Kabuki Web также есть несколько отличных вводных видео по этому ремеслу.

Книги, чтобы узнать больше о Кабуки.

Хотя мы рассмотрели все основы кабуки в этом вводном учебнике, он почти не затронул поверхность этого глубокого и сложного мира. Если вы хотите узнать больше, есть множество проницательных книг по этой теме. Вот пять рекомендаций:

Кабуки, Зеркало Японии: Десять пьес, которые предлагают заглянуть в развивающиеся чувства  , Кесако Мацуи

« Кабуки« Зеркало Японии » Кесако Мацуи» — отличная отправная точка для новичков в мире кабуки. Через призму десяти отдельных пьес в хронологическом порядке Мацуи смотрит на все, что формировало кабуки на протяжении веков, от того, как оно эволюционировало от истоков целлюлозной сатиры 17-го века до того, как на него повлияли время и место. Незаменим на книжной полке любого энтузиаста кабуки.

Эдо Кабуки в переходном периоде: от миров самураев к мстительному женскому призраку Сатоко Симадзаки

Еще одна работа, которая фокусируется на том, как кабуки менялась с течением времени, « Эдо Кабуки в переходный период» Сатоко Симадзаки — это действительно о золотых годах этого вида искусства. В книге, исследованной с научной степенью строгости, также рассматривается взаимный эффект, который кабуки оказал на общество: как он давал людям ощущение общей истории и помогал формировать зарождающуюся идентичность Эдо под контролем Сёгуна. Отличный вариант для тех, кто хочет еще больше погрузиться в культуру кабуки.  

Кабуки: Пять классических пьес Джеймса Р. Брэндона

Возможно, нет смысла копаться в мире кабуки, не понимая самих пьес. В книге Джеймса Р. Брэндона « Кабуки: пять классических пьес» вы можете прочитать на английском языке одни из лучших историй, которые пригодятся на сцене кабуки. Пьесы были переведены на основе записанных на пленку записей живых выступлений, а также содержали комментарии и аннотации, помогающие оживить их все.

Игра Кабуки на сцене: Блеск и бравада, 1697-1766 , Джеймс Р. Брэндон

Эта следующая работа Джеймса Р. Брэндона, духовный преемник « Кабуки: пять классических пьес». Она включает 25 отдельных пьес в переводе, разделенных на два тома. Первый том « Пьесы кабуки на сцене: блеск и бравада» посвящен ранним годам кабуки, когда форма искусства, еще относительно новая, была, пожалуй, наиболее хаотичной и яркой. И снова отличное глубокое погружение для прилежных учеников театра кабуки.

Японский театр Кабуки, автор — А. К. Скотт

Японский театр Кабуки — это лучшее руководство в своем роде. Автор более 300 страниц А.С. Скотт знакомит читателей с миром кабуки, анализирует стили и актерские приемы, охватывает все, от известных драматургов до декораций, а также рассматривает некоторые из самых известных пьес, украшающих сцену. Отличная книга, которая устраняет разрыв между научными работами по кабуки и более непринужденными обзорами для неспециалистов.

Авторы англоязычной статьи  Дэвида McElhinney & Brooke Larsen

Предыдущая запись
Ниндзя
Следующая запись
Катана: какие бывают виды японских мечей?
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *