Сямисэн

СЯМИСЭН — ТРАДИЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЯПОНИИ.

Инструмент, привезенный из Китая в Японию в 16 веке, сямисэн — один из самых популярных традиционных струнных инструментов Японии. В жанре исполнительского искусства встречаются разнообразные инструменты сямисэн, как сольные, так и аккомпанементные, что подчеркивает, почему этот инструмент давно полюбился японцам.

ИСТОРИЯ

В течение 14-15 веков китайцы представили инструмент, называемый саньсянь, в королевстве Рюкю (нынешняя префектура Окинава). Со временем этот инструмент превратился в нечто, называемое «саншин» (三 線), которое было представлено на главном острове Японии в 16 веке.

Среди традиционных струнных инструментов уникальная доступность этого инструмента сделала его широко популярным, и в результате было создано множество музыкальных театральных площадок: «дзюта» (地 歌), «дзорури» (浄 瑠 璃), «кабуки» (歌舞 伎). Кроме того, сямисэн широко используется в японских региональных народных песнях и на фестивалях, поддерживая различные типы музыки.

ИНСТРУМЕНТ

Устройство

Длинная шея инструмента обозначается как «сао» (棹): «хосодзао» (細 棹) / тонкая шея, «чуцзао» (中 棹) / средняя шея, «футоцзао» (太 棹) / широкая шея. Есть 2 типа горловины: одна состоит из трех частей, а другая — цельная. Сборка шеи из трех частей свидетельствует об исключительно высоком мастерстве мастера сямисэна, безупречно придавая ей вид единой шеи.

«До» (胴) — это корпус инструмента, который традиционно изготавливается из кошачьей или собачьей кожи, хотя в последние годы с этой целью использовались искусственные и синтетические материалы.

«Кома» (駒) — это мост, помещаемый на до, где он служит для поддержки струн. Интересно, что кома изготавливается из различных материалов, от коровьей кости, слоновой кости, панциря черепахи, бамбука или пластика.

Есть 3 струны или «ген» / «ито» (絃). Материал струн — шелк, нейлон или тетрон. Различная толщина струн является заметным отличием, поскольку толщина более или менее зависит от типа инструмента сямисэн.

«Бачи» (撥) — это плектр, также сделанный из слоновой кости, панциря черепахи или пластика. Размер бачи зависит от типа сямисена и музыки.

«Савари» (さ わ り) — уникальный тембр инструмента, состоящий из обертонов, создающих «жужжащий» звук.   Важно отметить, что первая самая нижняя струна немного опущена, создавая этот жужжащий звук. Савари производит много обертонов и приостанавливает звуки, что приводит к таким отчетливым эффектам. Савари — один из характерных шумовых звуков сямисэна инструмента.

Настройка

Самисен использует особую настройку для своих композиций. Иногда в середине песни меняются настройки. «Итомаки» (糸 巻 き) / колки настройки затягиваются или ослабляются, чтобы изменить настройку инструмента.

Техника

В то время как правая рука используется плектром для игры на струнах, плектр также используется в качестве ударной техники. Правая рука также использует технику пиццикато без использования плектра.

Как безладовый инструмент, требуется высокий уровень мастерства для получения определенной высоты звука

СЯМИСЭН :ФОРМА И РАЗНОВИДНОСТИ

Различные формы сямисена различаются по толщине шеи. «Хосодзао» (細 棹) / тонкая шея, «чуцзао» (中 棹) / средняя шея и «футоцзао» (太 棹) / широкая шея. Определенные типы сямисэн используются для исполнения определенных разновидностей музыки сямисэн. Например, в «гидаю-буси» (義 太 夫 節) и в народных песнях цугару используется и футозао / сямисэн с широкой шеей, однако есть отличительные различия в форме.

Основные черты сямисена: «кома» (駒), «бачи» (撥) и «ген / ито» (絃) также характерны для разных стилей сямисэн. Поэтому говорят, что существуют десятки видов сямисэн, все из которых происходят от «саншин» (三 線).

Ниже приведены основные виды сямисэнов:

Хосодзао (細 棹) / Тонкая шея

  • Нагаута сямисэн (長 唄 三味 線)

В 17 веке стали популярны театр и танец «кабуки» (歌舞 伎).

«Нагаута» (長 唄) — это жанр музыки сямисэн в сопровождении кабуки. Используемый инструмент стал известен как «нагаута сямисэн» (長 唄 三味 線). Поскольку нагаута превратилась в музыку театра кабуки, существует множество ярких, ритмичных песен, которые благодаря узкому сямисэну и небольшому корпусу позволяют добиться яркого и высокого тембра. В зависимости от песни, нагаута сямисэн также исполняется в ансамбле в сопровождении флейты и ударных инструментов, называемых «охаяси» (お 囃 子).

Чуцзао (中 棹) / Средняя шея

  • Джиута сямисэн (地 歌 三味 線)

«Джиута» (地 歌) — это жанр музыки сямисэн, разработанный в 17 веке гильдией слепых «тодо» (当道). Он относится к песне региона Кансай (т.е. Осака, Киото) периода Эдо. Артист поет, аккомпанируя себе на «джиута сямисэн» (地 歌 三味 線). «Икута Кенгё» (生 田 検 校) добавил кото к дзюте, поэтому исполнители кото обычно играют не только кото, но и джиута сямисэн. В зависимости от школы кото, иногда выполнение дзюта сямисэн является обязательным экзаменом при получении признания мастера кото.

Футоцзао (太 棹) / Широкая шея

  • Гидаю сямисэн (義 太 夫 三味 線)

«Гидаю сямисен» (義 太 夫 三味 線) — это инструмент, используемый для «гидаю-буси» (義 太 夫 節). В 17 веке «Такемото Гидаю» (竹 本義 太 夫), мастер пения традиционного японского театра, создал гидаю-буси, музыку для «нингё дзёрури» (人形 浄 瑠 璃). Нингё дзюрури также известен как «бунраку» (文 楽), форма традиционного японского театра с участием кукловодов, певчих и исполнителей сямисэн. Поскольку гидаю сямисен был разработан для театра, чтобы сопровождать рассказчика, он производит звук более низкого регистра, перекликающийся с низким и толстым звуком пения рассказчика. Это самый большой инструмент сямисэн с заделанными свинцом перемычками и большим плектром.

  • Цугару сямисэн (津 軽 三味 線)

«Цугару сямисэн» (津 軽 三味 線) возник из региона Цугару (нынешняя префектура Аомори). Первоначально инструмент был создан для сопровождения народных песен цугару в 19 веке. Он развился не только как аккомпанемент, но и как сольный инструмент. Плектрум цугару сямисэн обладает быстрым действием. Музыкант ударяет по корпусу инструмента, создавая ударные качества, подпитывающие динамичное и мощное исполнение. В цугару сямисэн часто используется футозао / широкая шея, однако есть также инструменты чузао и хосодзао. Этот инструмент широко используется в различных музыкальных жанрах, таких как рок, джаз и поп.

Саншин (三 線)

«Саншин» (三 線) — традиционный инструмент Окинавы. В период с 14 по 15 века китайцы представили инструмент под названием саньсянь в королевстве Рюкю (нынешняя префектура Окинава). В конце концов он превратился в нечто, называемое саншин. Этот похожий на банджо инструмент состоит из змеиной кожи питона, натянутой на основу. Плектр сделан из рога водяного буйвола, на нем также можно играть медиаторами и пальцами.

Узнайте больше о театре «кабуки» (歌舞 伎)

Предыдущая запись
Все о саке
Следующая запись
Что такое ваби-саби? Неуловимая красота несовершенства
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *