Что такое икебана?
В икебане, японском искусстве аранжировки цветов, цветы, ветки, листья и стебли находят новую жизнь в качестве материалов для художественного творчества. В отличие от западных привычек небрежно ставить цветы в вазу, икебана стремится выявить внутренние качества цветов и других живых материалов и выразить эмоции.
Как выглядит икебана?
Оформление икебаны мало чем отличается от скульптуры. Соображения цвета, линии, формы и функции определяют построение произведения. Получаемые в результате формы разнообразны и неожиданны, и могут широко варьироваться по размеру и составу, от изделия, сделанного из одного цветка, до изделия, включающего несколько разных цветов, ветвей и других природных объектов. В японской культуре большинство местных цветов, растений и деревьев имеют символическое значение и связаны с определенными сезонами, поэтому в традиционной икебане при разработке аранжировок приоритет всегда отдавался как символизму, так и сезонности. Некоторые из наиболее распространенных элементов: бамбуковая трава круглый год; ветки сосны и японской сливы под новый год; персиковые ветки на День девочек в марте; нарцисс и японский ирис весной; коровья лилия летом; и хризантемы осенью. Современные практики икебаны требуют такой же чувствительности к временам года, как и к среде, в которой делается аранжировка. Иногда практикующие икебану или икебанисты обрезают цветы и ветки до неузнаваемых форм или даже раскрашивают листья элемента. Ветки растений могут быть устроены так, как-будто прорастают в космос в различных направлениях, но, в конце концов, вся работа должна быть сбалансирована и сдержана. Иногда композиции помещают в вазу, хотя это не всегда так. В икебане недостаточно красивых материалов, если они не используются искусно для создания чего-то еще более красивого. При наличии опытного мастера один тщательно размещенный цветок может быть столь же мощным, как и тщательно продуманная композиция.
Кто практикует икебану?
Икебаной могут заниматься как любители, так и профессионалы, каждый из которых может добиться элегантных результатов. Однако, как и во многих других видах искусства, освоение основ является основополагающим для любой практики, и только тогда человек может начать экспериментировать. Руководствуясь точностью, основной ценностью японской культуры, новичков учат базовым техническим навыкам, например, тому, как правильно срезать ветки и цветы, как измерять углы в пространстве для правильного размещения ветвей и стеблей и как сохранять живые материалы, с этикетом поддержания чистоты на рабочем месте. Новичков также учат, как сделать свои глаза чувствительными к материалам, чтобы иметь возможность выявить свои внутренние качества и понять, как они меняются с каждой аранжировкой. В аранжировках для начинающих, выполненных в стилях Нагейре и Морибана , часто используются две высокие ветки и небольшой букет цветов. Эти произведения следуют трехосновной системе син , соэ и хикаэ — элементов , которые традиционно представляли небо, человека и землю соответственно. Теперь, на практическом уровне, они относятся к основным используемым основам. Все остальные стебли называются дзюси , что означает поддерживающий или подчиненный стебель.
состоит из иероглифов 生 — жизнь, свежий 花 — цветок
Как устроена основная икебана?
Например, чтобы приготовить базовую композицию морибана, икабанист наливает воду в неглубокий контейнер, затем помещает в него кензан — небольшой предмет, покрытый булавками, который удерживает цветы на месте. Затем мастер выбирает две ветки, одну для голени и одну для соэ, и цветок для хикаэ. Затем каждый стебель измеряется и обрезается до точной длины (которая указана в руководстве для начинающих Moribana) и закрепляется по одному на кензане под разными углами. Чтобы завершить аранжировку, добавляются дополнительные стебли дзюши, чтобы скрыть кэндзан и заполнить аранжировку. Эти принципы можно повторять снова и снова, изменяя положение и углы для достижения различных форм и эффектов.
Начало икебаны
Считается, что корни икебаны в Японии восходят либо к церемониальным практикам местной синтоистской религии, либо к традиции делать цветочные подношения в буддизме, которая была импортирована из Китая в 6 веке. Первый известный письменный текст об икебане, названный Сенденсё, был написан в 15 веке. В нем читатели найдут подробный набор инструкций о том, как создавать аранжировки, подходящие для определенных сезонов и случаев; его директивы ясно дают понять, что практика икебаны воплощает развитое понимание и чувствительность к природе, которыми японская культура известна в более широком смысле. Примерно в то же время икебана стала светским занятием. Дизайн японского дома в этот период отражает этот переход: новые дома почти всегда строились со специальной нишей, называемой токонома , в которой можно было хранить свиток, драгоценный предмет искусства и цветочную композицию. Среди приглушенных цветов и плоских плоскостей традиционного японского дома токонома выделялась как единственное место для цветов и украшений, и большое внимание уделялось размещенным там предметам. В соответствии с преклонением японской культуры перед непостоянством, показы токонома регулярно менялись в зависимости от времени года и во время праздников. Организация цветов в этом контексте проложила путь к икебане и ее признанию в качестве отдельного вида искусства.
Традиционные школы икебаны
В 15 веке, с внезапным распространением токономы и учений Сенденсё, практика икебаны начала процветать. Сначала возникла школа Икенобо, название которой связано с длинной чередой священников в Киото, которые следовали буддийской традиции подношения цветов в храме. За это время Икенобо Сенкей прославился своими искусными цветочными композициями; сегодня он считается первым мастером икебаны. Светский стиль, который практиковал Сенкей, стал известен как Рикка , что означает «стоячие цветы». Этот тип икебаны состоит из семи основных элементов (иногда из девяти), которые представляют собой смесь ветвей деревьев и двух или трех цветов — обычно используются сосна, хризантема, ирисы и самшит. Эти элементы традиционно сочетаются в богато украшенной китайской вазе, создавая разрывные треугольные формы с высокими элементами в центре и более короткими, выступающими наружу. Чтобы основные элементы стояли вертикально без поддержки, требуется высокий уровень технических навыков. Композиции Rikka считаются самыми грандиозными, но и самыми жесткими (даже по сегодняшним меркам). Первоначально они предназначались для храмов, а позже применялись в королевских дворцах и величественных домах богатых. В то же время более скромный подход к аранжировке цветов также набирал популярность как расширение дзен-буддизма и эстетики ваби-саби и чайной церемонии, выросшей из его основных принципов. Самый известный чайный мастер Японии, Сэн-но Рикю, ценил несовершенную и скромную эстетику в своих чайных церемониях, которые включали использование цветов. Вместо того, чтобы создавать невероятные аранжировки в стиле Рикка, Рикю предпочел минималистские аранжировки с одним стеблем, например, ипомею, помещенную в простую вазу, сделанную местным мастером. Эти церемонии привели к формированию второго основного стиля икебаны, который стал известен как Нагейре, что означает «брошенный». В своей ранней форме Нагейре был свободен от правил и формальностей, которые управляли стилем Рикка. В отличие от Рикки, цветы в аранжировках Нагейре не были предназначены для того, чтобы стоять вертикально сами по себе, а вместо этого помещались в высокие вазы, поддерживающие стебли цветов. Рикка и Нагейре представляют две противоположные точки зрения. Рикка, хотя технически это светский стиль, занимается космосом, возвращаясь к своим буддийским истокам. Напротив, более органичный подход Нагейре больше фокусируется на связях с природой.
Современные школы икебаны
Из-за более чем 200-летней политической изоляции Японии в икебане не было дальнейших нововведений до 1868 года, когда страна вновь открылась для иностранной валюты. Люди быстро приняли западные обычаи, и в мире икебаны это стало катализатором ряда радикальных изменений. В 1912 году была основана первая современная школа икебаны — школа Охара. Его основатель, Уншин Охара, помог развитию этого вида искусства, представив стиль Морибана и осуществив через него два основных изменения: включение западных цветов и использование неглубокого круглого контейнера, чтобы цветы стояли вертикально с помощью Кензана. Гибкость и разнообразие, которые допускает стиль Морибана, сделали его фаворитом и основным продуктом почти в каждой школе икебаны сегодня. В основе стиля Морибана лежит система из трех стеблей, при которой три цветка почти всегда закрепляются, образуя треугольник. Композиции, которые не следуют этой системе треугольников, известны как фристайл. Фристайл также используется для описания более творческих и оригинальных подходов к икебане, когда производитель использует свои знания о форме, цвете и линиях из предыдущей практики для разработки новых аранжировок, которые не обязательно соответствуют традициям. Изменения продолжились с созданием школы Согецу в 1927 году. Ее основателю, Софу Тэсигахаре (чей отец также был мастером икебаны), приписывают превращение икебаны из технической практики в искусство на уровне скульптуры. Подход Тешигахары требовал большей свободы и использования других живых материалов. Для него забытые части природы, такие как грязь, камни и мох, были столь же созревшими с выразительным потенциалом, как и цветы. Он искренне верил, что превосходная икебана не оторвана от жизни и времени, а цветок — незаменимый, выразительный инструмент, раскрывающий душу. С этими нововведениями стиль Рикки начал угасать. В настоящее время Икенобо, Охара и Согецу являются наиболее популярными стилями, и сегодня действует около 400 этих школ.
Икебана сегодня
В середине 20-го века интернационализация икебаны была вызвана усилиями Эллен Гордон Аллен, американки, которая изучала икебану, живя в Японии. Она видела в икебане средство объединения людей со всего мира. Начиная с 1956 года Аллен работала с основными школами икебаны, чтобы основать некоммерческую организацию под названием Ikebana International, которая продвигала дипломатическую миссию: «Друзья через цветы». За прошедшие десятилетия в глобальном масштабе появились отделения всех основных школ. В последние годы эта практика вдохновила современных художников, таких как Камилла Энро, и многих художников-флористов, которые используют принципы икебаны для создания новых оригинальных творений. Любой, кто сегодня занимается икебаной, хорошо знает, что построение отношений лежит в основе практики — отношений между материалами, между учениками и между учителями. В современной Японии слово кадо , означающее «путь цветов», является предпочтительным термином для обозначения икебаны, поскольку считается, что оно более точно отражает дух искусства как пути обучения на протяжении всей жизни. Непостоянство, заложенное в этом искусстве, начиная с его зависимости от времен года в природе, поддается бесконечным исследованиям и экспериментам для икебанистов. Тешигахара был твердо убежден, что успешная практика икебаны на протяжении всей жизни требует любопытства, а не самодовольства. «Мы должны стремиться стать художниками с размахом и глубиной, вместо того, чтобы оставаться в своей комфортной художественной нише», — сказал он однажды. «Наши творения должны отличаться. Если мы не будем рисковать, мы никогда не станем выдающимися художниками»