Икебана

Икебана: Изящество Японской Флористики

Икебана Касуми Тешигахара
26 октября 1975 г. Икебана Интернэшнл. Касуми Тешигахара. Фото Denver Post

Что такое икебана?

В японском искусстве аранжировки цветов, известном как икебана, новая жизнь дарится цветам, веткам, листьям и стеблям, которые используются как материалы для создания художественных композиций. В отличие от привычки на Западе небрежно размещать цветы в вазе, в икебане ценится стремление к раскрытию внутренних качеств растений и выражению глубинных эмоций. Следовательно, каждый элемент в композиции подбирается и располагается с особым вниманием к деталям, что позволяет достичь гармонии и выразительности.

Как выглядит икебана?

В икебане, где искусство аранжировки цветов напоминает скульптуру, выбор цвета, линии, формы, и функции играют ключевую роль в создании произведения. Результатом становятся уникальные и разнообразные формы, которые могут варьироваться от простого аранжировки из одного цветка до сложных композиций, включающих множество элементов природы. В японской культуре символика и сезонность каждого растения, цветка, или дерева наделяют икебану особым значением, отражая традиции и уважение к изменениям времен года.

Распространенные элементы варьируются от бамбука, используемого круглый год, до сосновых и сливовых веток на Новый год, и от персиковых веток в День девочек до хризантем в осенний период. Современная икебана сохраняет эти традиции, демонстрируя глубокую чувствительность к сезонам и окружающей среде. Икебанисты могут экспериментировать с формой растений, обрезая их до неузнаваемости или даже окрашивая, чтобы создать визуально поразительные композиции, которые, несмотря на их внешнюю сложность, остаются сбалансированными и сдержанными.

Икебана требует не только красивых материалов, но и искусства их использования для создания ещё более впечатляющих композиций. Даже один умело размещённый цветок под руководством опытного мастера может выразить столько же красоты и силы, сколько и многочисленная продуманная аранжировка.

Кто практикует икебану?

Икебана рисунок старый
Хирозуми Сумиёси, Рикка , ок. 1700 г., Wikimedia Commons.
Икебана рисунок
Цветочная диаграмма № 15 произведений сёка 40-го директора школы Икэнобо Сэндзё из Сока Хякки , 1820 год.


Икебана: От Основ К Мастерству

Икебана открыта как для любителей, так и для профессионалов, позволяя каждому достичь элегантности в своих композициях. Освоение основных принципов становится краеугольным камнем практики, после чего возможно начало экспериментов. В процессе обучения, основываясь на точности — ключевой ценности японской культуры, новичкам передаются базовые технические навыки: правильное срезание веток и цветов, измерение углов для идеального размещения элементов, а также методы сохранения живых материалов с соблюдением чистоты на рабочем месте. Стимулируется развитие чувствительности к материалам, чтобы раскрыть их внутренние качества и понимать, как они трансформируются в каждой композиции.

Для начинающих предпочтение отдаётся аранжировкам в стилях Нагейре и Морибана, где обычно используются две высокие ветки и небольшой букет цветов. Эти работы следуют традиционной трёхэлементной системе син (небо), соэ (человек) и хикаэ (земля), которая теперь служит основой для аранжировки. Все дополнительные стебли, известные как дзюси, выполняют поддерживающую или второстепенную роль, обеспечивая полноту композиции.

Основы Икебаны: Создание Композиции Морибана

Икебана монсера
Фото Энни Далбера, Wikimedia Commons.
Икебана роскошная
Фото Энни Далбера, Wikimedia Commons.

Для создания базовой композиции морибана, вода заливается в неглубокий контейнер, после чего помещается кензан — устройство с металлическими штырьками для фиксации цветов. Икебанист выбирает две ветки — одну для роли голени и одну для соэ, а также цветок, предназначенный для хикаэ. Каждый элемент тщательно измеряется, обрезается до необходимой длины, согласно руководству по морибане для начинающих, и закрепляется на кензане под разными углами.

Для завершения композиции добавляются дополнительные стебли дзюши, которые скрывают кензан и придают аранжировке завершенный вид. Эти основные принципы предоставляют возможность экспериментировать с размещением и углами, позволяя создавать разнообразные формы и эффекты в икебане.

Икебана: Исторические Корни и Культурное Значение

Икебана изящная
Фото Карлоса Дондериса, через Flickr.  

Истоки икебаны в Японии уходят корнями либо в церемониальные практики синтоизма, либо в буддийскую традицию цветочных подношений, принесённую из Китая в VI веке. Первые письменные упоминания об икебане относятся к XV веку и содержатся в тексте под названием «Сенденсё», где представлены подробные инструкции по созданию сезонных аранжировок. Этот текст подчёркивает глубокое понимание и чувствительность к природе, характерные для японской культуры.

Примерно в тот же период икебана превратилась в светское занятие, что нашло отражение в архитектуре японских домов. Почти каждый новый дом строился с токономой — специальной нишей для хранения свитков, произведений искусства и цветочных композиций. Токонома стала выделяться в интерьере японского дома как место для демонстрации цветов и украшений, подчеркивая традиционное внимание к деталям и уважение к переменчивости природы. Цветочные композиции в токономе способствовали развитию икебаны как самостоятельного вида искусства, демонстрируя изменения времён года и особые поводы через призму флористического оформления.

Развитие Икебаны: От Икенобо до Рикка и Нагейре

Икебана роза
Фото Карлоса Дондериса, через Flickr.
Икебана с фиолетовыми цветами
Фото Карлоса Дондериса, через Flickr.

В XV веке, с распространением токономы и учений из Сенденсё, икебана начала активно развиваться. Школа Икенобо, связанная с серией буддийских священников в Киото, стала одним из первых направлений. Икенобо Сенкей, прославившийся своими искусством аранжировки, считается основополагающим мастером икебаны. Светский стиль Рикка, или “стоячие цветы”, который он разработал, отличается использованием семи (иногда девяти) основных элементов, включая сосну, хризантему и ирисы, создавая треугольные композиции в китайских вазах.

Эти композиции, изначально предназначенные для храмов и позже для королевских дворцов, требовали высокого мастерства для поддержания элементов в вертикальном положении без дополнительной поддержки. В то же время, в Японии набирал популярность более скромный подход к аранжировке цветов, связанный с дзен-буддизмом и эстетикой ваби-саби. Самый известный чайный мастер Японии, Сэн-но Рикю, предпочитал минималистские композиции, такие как ипомея в простой вазе, что привело к созданию стиля Нагейре, или “брошенный”.

Нагейре, отличающийся от Рикка свободой форм и отсутствием строгих правил, использует высокие вазы для поддержки стеблей, подчёркивая более органичную связь с природой. Таким образом, Рикка и Нагейре представляют два различных взгляда на икебану: Рикка, сохраняя светский характер, отражает космические концепции и возвращается к буддийским истокам, в то время как Нагейре фокусируется на более тесной связи с природой.

Икебана: Эволюция и Инновации от Традиции к Современности

Икебана с осколками зеркала
Вид инсталляции Nendo, Kaleidoscopic Ivy , 2017 в сотрудничестве с hnm, syk + onndo. Фото Акихиро Ёсида. 

Из-за политической изоляции Японии на протяжении более 200 лет, нововведения в икебане приостановились до 1868 года, когда страна снова открылась для мира, принимая западные обычаи. Это событие стало катализатором значительных изменений в искусстве икебаны. В 1912 году была основана школа Охара, первая современная школа икебаны. Её основатель, Уншин Охара, внёс революционные изменения, представив стиль Морибана, который отличался использованием западных цветов и неглубоких круглых контейнеров с кензаном для вертикальной поддержки цветов.

Стиль Морибана, основанный на трёхстебельной системе, формирующей треугольник, стал популярным и оказал влияние на практически каждую школу икебаны, делая его доминирующим стилем. Композиции, не следующие этой треугольной системе, классифицируются как фристайл, олицетворяющий более творческий и индивидуальный подход к икебане.

Дальнейшие изменения произошли с основанием школы Согецу в 1927 году основателем Софу Тэсигахарой, который превратил икебану в искусство, сопоставимое со скульптурой, требуя большей свободы в использовании различных живых материалов. Тэсигахара акцентировал внимание на использовании натуральных элементов, таких как камни, мох и грязь, считая их полноценными выразительными материалами наряду с цветами.

С появлением этих инноваций стиль Рикка начал утрачивать свою популярность. Сегодня школы Икенобо, Охара и Согецу являются наиболее известными и популярными направлениями в икебане, существуя среди примерно 400 различных школ.

Икебана: Международное Распространение и Современные Интерпретации

Интернационализация икебаны в середине XX века была инициирована Эллен Гордон Аллен, американкой, изучавшей икебану в Японии. Видя в икебане способ объединения людей мира, Аллен с 1956 года взаимодействовала с ведущими школами икебаны для создания Ikebana International, некоммерческой организации, продвигающей идею “Друзья через цветы”. Эта миссия способствовала глобальному расширению икебаны, привлекая современных художников и флористов, таких как Камилла Энро, которые применяли её принципы для создания новаторских произведений.

В икебане, известной сегодня как кадо — “путь цветов”, — отношения между материалами, учениками и учителями играют ключевую роль. Это искусство, воспевающее непостоянство и зависимое от сезонности природы, открывает неограниченные возможности для исследования и экспериментов. Софу Тешигахара, один из реформаторов икебаны, подчёркивал важность неустанного стремления к новому, отмечая, что для достижения мастерства в икебане необходимо исследовать и рисковать, чтобы стать выдающимся художником.

Галерея