Когда вы думаете о великом фехтовальщике, кто приходит вам на ум? В Японии всем известен Мусаси Миямото (宮本武蔵), основатель Нитэн Итирю「二天一流」. Он был сильнейшим фехтовальщиком, непобедимым на протяжении всей своей жизни. Даже после смерти его жизнь часто изображалась в Кабуки, Дзорури, романах и т. д., и он приобрел героическую популярность. Кроме того, его книга «Книга пяти колец» 「五輪書」(Горин но Шо) широко читается за рубежом и известна не только среди энтузиастов кендо, но и как книга размышлений. Миямото Мусаси – фехтовальщик с международным признанием. О его поединках сложена не одна легенда. Особенно известной является его поединок с Кодзиро Сасаки. Каким фехтовальщиком был Миямото Мусаси? Узнайте правдивую историю самого известного фехтовальщика Японии.
Миямото Мусаси ни разу не проиграл! Ошеломляющая победа более чем в 60 дуэлях.
Неуправляемый ребенок, сбежавший из дома из-за вражды с отцом.
Миямото Мусаси родился в провинции Харима (современный юго-запад префектуры Хёго) в 1584 году (12 год Тэнсё).
Существуют различные теории о его отце, но говорят, что в молодости его усыновил великий фехтовальщик Синмен Муни 「新免無二」. В 13 лет он начал полноценное обучение фехтованию , но его отношения с Синмен Муни были напряженные.
Согласно одному из рассказов, однажды он высмеял мастерство фехтования Синмэн Муни, который точил маленький меч, что вызвало ссору. Синмен Муни в ярости бросил в него маленький меч, от которого Миямото Мусаси легко увернулся. Что разозлило отца еще больше и тот бросил в него еще один маленький меч. Между отцом и сыном часто происходили ожесточенные драки.
В конце концов он сбежал из отчего дома и стал путешествовать по стране в качестве наемника феодалов, тренируясь как самурай и прославившись как фехтовальщик. Подробности военной карьеры Миямото Мусаси неизвестны, но, согласно «Горин-но сё» («Книга пяти колец»), в возрасте от 13 до 29 лет он провел более 60 поединков и во всех одержал победу. Это был свирепый человек, который разил сильных противников наповал.
Участник знаменитых сражений.
Хотя Миямото Мусаси склонен был бросать вызов великими и сильным фехтовальщикам, он часто участвует в крупных сражениях. Во-первых, во время битвы при Сэкигахаре в 1600 году он сражался на острове Кюсю за Курода Дзёсуи (также известным как Курода Канбэй) из провинции Будзэн (современная восточная префектура Фукуока)
В 1615 году он служил в «Летнем лагере Осаки» в качестве подчиненного преемника клана Токугава, «Мизуно Кацунари». Кроме того, в 1638 году он присоединился к солдатам клана Кокура и напал на замок Хара ( город Минамисимабара, префектура Нагасаки ), чтобы подавить восстание Симабара . Однако достижения Миямото Мусаси в крупном бою неизвестны.
Кто на самом деле, видел навыки владения мечом Миямото Мусаси!?
Он получил признание за свое мастерство фехтования, и в 1640 году стал гостем семьи Хосокава, правившей провинцией Хиго (современная префектура Кумамото). Здесь он занимается преподаванием фехтования и рисованием картин.
В 1643 году он становиться отшельником, живет в пещере и пишет знаменитую «Книгу пяти колец». После завершения он передал ее своим ученикам и скончался в возрасте 64 лет.
Однако в «Книге пяти колец» говорится, что он непобедим, одержав победу более 60 раз. Все остальное остается загадкой. На самом деле неизвестно, правдивы ли многие из дуэлей, дошедших до наших дней.
Истории о мастерстве подтвердил Эйдзи Ёсикавы своими художественными шедеврами «Миямото Мусаси», которые имели большой успех в ранний период эпохи Сёва и включал в себя сражения с семьей Ёсиока, и с Сейдзюро Ёсиока из Киото
Однако произведения Эйдзи Ёсикавы основаны на исторических источниках, таких как «Букуден», написанный через 110 лет после смерти Миямото Мусаси, и «Нитэнки», написанный по мотивам той же книги. Неясно, имели ли место некоторые дуэли на самом деле. Из них известны лишь подробности о его битве с Кодзиро Сасаки, основавшим школу под названием «Ганрю».
Как проходила настоящая «Дуэль на острове Ганрю»?
Памятник «Надпись Кокура» (Кокура Хибун)
Хорошим историческим источником для понимания истинного облика Миямото Мусуры является «Надпись Кокура» (Кокура Хибун) на вершине горы Темукэяма (手向山: город Китакюсю, префектура Фукуока).
Памятник был воздвигнут приемным сыном Миямото Мусаси, Миямото Иори, через девять лет после смерти приемного отца, и состоит из более чем 1100 китайских иероглифов. Из нескольких упомянутых поединков Миямото Мусаси наиболее характерным является поединок с Сасаки Кодзиро.
Именно Сасаки Кодзиро предложил поединок. Он предложил сражаться на мечах, но Миямото Мусаси ответил: «Лучше ты используй свой меч и все свое мастерство. Я же буду сражаться своим деревянным мечом».
Поединок состоялся на Фунасима (город Симоносеки, префектура Ямагути), на границе между провинцией Нагато (современная северо-западная часть префектуры Ямагути) и провинцией Бузэн (современная восточная часть префектуры Фукуока). Два воина появились в назначенное время одновременно. Знаменитая сцена битвы при Ганрюдзиме (Ганрюдзима-но татакай), в которой Мусаси Миямото появляется с опозданием и восклицает: «Кодзиро, ты побежден».
Сасаки Кодзиро напал на него с катаной более 3 сяку (95-105 см), Мусаси ответил деревянным мечом и победил его одним ударом. Это была поистине молниеносная атака. После этого поединка остров стал называться «Ганрюдзима».
Дуэль на острове Ганрю.
Миямото Мусаси и Сасаки Кодзиро дрались на дуэли на острове Ганрю 13 апреля 1612 года. На два часа позже назначенного времени Мусаси сошел с корабля босиком, держа в руках меч, наспех вырезанный из деревянного весла. Кодзиро устал его ждать.
Разъяренный Кодзиро вытащил свой меч и бросил ножны в море. Когда Мусаси приблизился, Кодзиро поднял меч и ударил им прямо между бровей. В то же время Мусаси ударил в ответ своим деревянным мечом. Деревянный меч ударил Кодзиро в лоб, и тот мгновенно упал. Кончик меча Кодзиро коснулся узла повязки на голове Мусаси, и повязка развалилась надвое. Мусаси посмотрел на упавшего Кодзиро, и замахнулся своим деревянным мечом, чтобы нанести новый удар, Кодзиро отбил меч в сторону и порезал край хакамы Мусаси примерно на десять сантиметров. Однако деревянный меч Мусаси сломал Кодзиро височную кость. Кодзиро потерял сознание, у него изо рта и носа текла кровь. Мусаси накрыл рукой рот и нос Кодзиро, чтобы проверить, жив ли он. Затем поклонился и ушел.
На губах Кодзиро появилась легкая улыбка. Затем свет жизни внезапно исчез из глаз Кодзиро, которые все еще были открыты. Шиннодзё громко закричал и заплакал. В сверкающем море маленькая лодка Мусаси оплыла по приливу, и повернула на восток, уменьшая свой силуэт по мере того, как она мчалась к Симоносеки.
Стиль двух мечей Миямото Мусаси
Миямото Мусаси в поединке часто использовал сразу два меча. Один длинный другой покороче. Ниже вы найдете информацию о любимых мечах, которыми он пользовался.
Самый знаменитый из мечей Миямото Мусаси — «Мумэйканэсигэ».
«МумейКанэсигэ» 「無銘金重」(むめいかねしげ)был изготовлен в период Нанбокучо и, по преданию, использовался в сражениях с кланом Ёсиока в Киото. Он был изготовлен Киндзю, основателем мекки для кузнецов меча — Сэки Кадзи (ныне город Сэки, префектура Гифу). Но поскольку на нем нет надписи, он имеет префикс «Мумэй» (безымянный).
Боевая часть неглубокая для меча того времени — всего 1,7 см. Такая конструкция больше подходит для натиска, чем для рубящих атак. Чем глубже основа, тем больше центр тяжести смещается вперед и тем легче ощущается меч. Учитывая, что в качестве своего любимого меча он использовал безымянный меч мастера Киндзю с неглубокой основой, можно сказать, что Мусаси Миямото был фехтовальщиком с отличной физической силой.
Меч ‘Идзуми-но Ками Фудзивара-но Канэсигэ’.
Говорят, что сам Миямото Мусаси принимал активное участие в изготовлении меча «Идзуминоками Фудзивара но Канэсигэ»「和泉守藤原兼重」(いずみのかみふじわらのかねしげ).
Лезвие было изготовлено мастером Канэ-Сигэ, рукоять обтянута слоями воловьей кожи. Ножны покрыты золотым и красным урумийским лаком каштанового цвета.
Тип снаряжения, изготовленного Миямото Мусаси, назывался «Мусаси косирэй» (武蔵拵), и он использовал свой опыт, полученный в ходе изучения фехтования, для тщательного изготовления практичного и удобного в использовании меча. Этот предмет свидетельствует о том, что Мусаси Миямото был человеком, который уделял особое внимание деталям и украшению.