Кендо — это современное японское боевое искусство фехтования, основанное на технике двуручного меча ( катана ) самурайских воинов.
Оборудование
Оружие, используемое в современном кендо , называется синаем , которое состоит из четырех бамбуковых планок. Они связаны в цилиндр с кожаной рукояткой ( цука ) и колпачком ( сакигава ). Затем они соединяются нейлоновым шнуром ( цуру ) и завязкой посередине ( накаюи ). Длина и вес синая варьируются в зависимости от возрастной группы, но не должны превышать 120 см для взрослых мужчин.
Экспоненты надевают защитное снаряжение, известное под общим названием богу или кендо-гу . Он состоит из защитной маски (мен), протектора верхней части тела ( до ), рукавиц ( котэ ) и протектора нижней части тела ( тары ). Практикующие также носят куртку из толстого хлопка ( кендо-ги ) и традиционную юбку с разрезом ( хакама ).
Что происходит на тренировках?
Обучение кендо сосредоточено на спарринге и повторении основных техник атаки и защиты. Есть четыре целевых области: мен (голова), котэ (запястья), до (туловище) и цуки (удар в горло). Хотя есть только четыре целевых области, существует множество вариаций методов, используемых для их нанесения. Они были систематизированы и разделены на техники атаки ( сикаке ) и защиты ( одзи ), в которых используются финты, парирования и блоки.
Кендо Ката
Существует также набор из 10 ката (стойки), в которых используется деревянный меч ( бокуто ) или его копия, называемая могито . Бокуто верна оригинальной форме реального меча , в отличие от прямого цилиндрического синай . Ката были созданы для образовательных целей и акцент делается на правильную стойку. Как правило, они не используются в соревнованиях.
Соревнования
В матче по кендо три судьи оценивают обоснованность атак участников. Победитель тот, кто первым набирает два действительных очка в отведенное время (обычно 3-5 минут). Если один участник набирает только одно очко в основное время, он / она становится победителем. Если ни один из участников не набирает очков, может быть предоставлено дополнительное время, чтобы решить исход матча. В некоторых случаях матчи также можно назвать ничьей. Длина и ширина соревновательной площадки варьируется от 9 до 11 метров. Подсчет очков основан на технике выполнения ки-кен-тай-итчи (единый дух, меч и тело). Методы также должны соответствовать ряду других строгих требований, которые не очевидны для неподготовленного глаза. Часто одного попадания в цель недостаточно.
Действительные баллы в кендо
Согласно официальным правилам FIK Kendo Shiai и Shinpan, действительный удар ( юко-датотсу ) должен состоять из следующих элементов.
«РАЗДЕЛ 2 — Статья 12. Юко-датотсу определяется как точный удар или колющий удар, нанесенный по датотсу-буи [обозначенная цель] кендо-гу противника синаем на его датотсу-бу [клинок] в приподнятом настроении и в правильной позе. За которым следует Заншин [состояние умственной и физической активности] ». ( Регламент кендо сиай — Дополнительные правила кендо сиай и синпан, (пересмотренный 23 марта 2003 г.), Международная федерация кендо.)
Другими словами, правильная часть клинка должна точно поразить обозначенную целевую область телом, мечом и духом в унисон. Практикующие должны кричать в намеченной целевой области при контакте и проявлять достаточную бдительность ( заншин ) после атаки. Простого прикосновения лезвия к цели по действующим правилам недостаточно. Этот аспект кендо затрудняет соблюдение людьми, которые не разбираются в способах ки-кен-тай-итчи и всех элементах, которые должны присутствовать в ударе, чтобы сделать его действенным. (На самом деле, это иногда сбивает с толку даже опытных экспонентов.)
Оценка
В кендо есть система оценок, в которой новички обычно начинают с 6- кю и заканчивают 1- кю . За степенями кю следуют степени дан . Первой дан сорт шодан (1- дан ) , что соответствует с 1 — й степени черного пояса в дзюдо или карате и т.д. Раньше высший уровень был 10- дан , но в настоящее время 8- дан после изменений системы в 2000 году. Дан присуждаются на экзаменах, которые проверяют технические способности кандидата. Помимо дана, есть сёго или почетные звания учителя. Это Ренши (обладатель должен быть 6 дан или выше), Киоши (7 дан или выше) и Ханси (8 дан ). Они присуждаются в зависимости от понимания практикующим философию кендо , вклада в сообщество кендо и личных качеств. Таким образом, согласно действующей системе оценок, самый высокий ранг, который можно получить, — это Hanshi 8- дан .
История кендо
Однолезвийный меч с прямым лезвием, вероятно, был завезен в Японию из Китая Суй (589–618 гг.) Или раннего Танского (618–907 гг.) Китая. Развитие навыков владения мечом процветало в период Камакура (1192–1333) с появлением характерного японского изогнутого клинка. Это было во время периода непрерывной гражданской войны Сэнгоку (1467–1568), когда известные фехтовальщики начали систематизировать свои боевые навыки в школах или традициях, известных как рю .
Период Токугава
С началом периода Токугава (1600-1868) японское общество окончательно объединилось. Общество было разделено на четыре класса воинов-самураев, фермеров, ремесленников и торговцев ( ши-но-ко-шо ). Хотя самураи составляли явное меньшинство, они стояли на вершине системы. Хотя классовые различия не всегда были черно-белыми, правительственные декреты с середины до конца 1600-х годов, запрещавшие другим классам владеть или носить оружие, сделали боевые искусства, такие как фехтование, по крайней мере официально, прерогативой самураев.
Период Токугава был мирным временем. Однако ожидалось, что самураи всех феодальных владений, разбросанных по Японии, всегда будут поддерживать военную готовность. Квалифицированные практики из множества школ фехтования ( кендзюцу ), которые развились, искали работу в качестве инструкторов самураев определенного клана, а затем в частных общедоступных додзё в больших городах. Из всех существовавших боевых искусств кендзюцу было наиболее распространенным в период Токугава.
Методика обучения и разработка оборудования
Из-за отсутствия реальных боевых возможностей в период Токугава нравственные и духовные элементы кендзюцу, основанные на конфуцианстве, синтоизме и буддийских учениях (особенно дзен), становились все более заметными. Кендзюцу превратилось в средство тренировки ума и тела. Сначала ката составляло основу методики тренировок. Два адепта сталкивались друг с другом с настоящими или затупленными клинками или деревянными мечами. Затем исполняли хореографические формы (моделирование поединка). Теоретически атаки прекращались незадолго до фактического контакта.
В середине 18 века Наганума Широдзаэмон Кунисато из традиции Дзикисин Кагэ-рю разработал защитное снаряжение ( богу ). Это позволяло фехтовальщикам совершать реалистичные атаки, не сдерживаясь и не опасаясь покалечить своего противника. Вскоре после этого Наканиси Тюдзо Цугутаке из Итто-рю разработал синай (бамбуковый меч), который еще больше стимулировал новую методологию тренировок. Вскоре другие традиции переняли эти нововведения, включив богу и синай в свои учебные программы. К концу периода Токугава ряд известных додзё (тренировочные залы), появились в Эдо (современный Токио). Они специализировались на кендзюцу, использующие защитное снаряжение для спаррингов без ограничений. Это была золотая эра популярности кендзюцу , и многие звезды фехтования не принадлежали к классу самураев.
Кендзюцу периода Мэйдзи
Увлечение традиционными боевыми искусствами внезапно прекратилось с прибытием «Черных кораблей» коммодора Перри к берегам Японии в 1853 году. После столетий добровольной изоляции Япония оказалась полностью вне своей военной мощи перед лицом западного вторжения. Отчуждение от остального мира дало японским боевым искусствам время развиться в увлекательные боевые предметы старины. Богатые ритуальной символикой и спиритизмом, но они не могли сравниться с разрушительной огневой мощью западных стран. После Реставрации Мэйдзи 1868 года и ликвидации классовых различий кендзюцу и другие боевые искусства были практически отброшены как устаревшие упражнения, не имеющие практического применения на театре современных военных действий.
Возрождение фехтования
Сакакибара Кенкичи, известный фехтовальщик, оплакивал это внезапное падение. Он возродил интерес к традиционным боевым искусствам, организовав серию публичных демонстрационных матчей ( гэкикэн когё ) с участием обездоленных фехтовальщиков. Сакакибара проводил первый из этих любопытных боевых представлений в Токио в течение 10 дней, начиная с 11 апреля 1873 года. Любой член публики мог увидеть это зрелище при условии, что они заплатили вступительный взнос. Первое шоу имело бешеный успех. За ним последовали многие другие захватывающие поединки на мечах ушедшей эпохи. Искусство фехтования оставалось на виду у публики как форма развлечения, во многом похожая на профессиональное сумо, которым наслаждаются в сегодняшней Японии.
Звезды шоу в конце концов нашли работу инструкторами по кендзюцу в недавно сформированных полицейских силах 1880-х годов. Кавадзи Тосиёси, комиссар полиции и бывший самурай, видел преимущества включения фехтования в обучение полицейских. Он подумал, что было бы полезно держать офицеров закона в хорошей форме и остром уме для выполнения своих обязанностей. Это означало конец представлениям, но историческое значение gekiken kogyo не подлежит сомнению. Во многом именно благодаря этой главе истории у нас до сих пор есть кендо .
Кендзюцу в школах
Хотя полиция быстро открыла для себя ценность кендзюцу , принятие его в качестве учебного пособия в школах заняло гораздо больше времени. С 1870-х годов, когда Япония встала на путь модернизации, некоторые правительственные чиновники заявили о своем запрете полностью вестернизировать систему образования.
Чтобы изучить плюсы и минусы преподавания кендзюцу в школах, Министерство образования спонсировало несколько официальных опросов. Результаты одного исследования, проведенного в 1883 году, подтвердили, что это могло бы быть полезным в дополнении школьной системы. Но все еще существовали опасения, что она может не обеспечить физиологические преимущества, ожидаемые от воспитания. Не говоря уже о том, что многократные удары по голове бамбуковыми мечами могут быть опасными. Кроме того, необходимое учебное оборудование было дорогим. Это также считалось несколько антисанитарным, поскольку оборудование приходилось использовать совместно. Потребовалось несколько десятилетий лоббирования и переделки, прежде чем кендзюцу была признана полезной формой физического воспитания.
Дай Нихон Бутокукай (Общество боевой доблести Великой Японии)
Движению по введению кендзюцу в школах в значительной степени способствовало формирование Дай-Нихон Бутокукай в 1895 году. Бутокукай был основан в Киото под руководством Министерства образования и одобрен императором Мэйдзи. Его цель заключалась в сохранении и развитии традиционных боевых искусств Японии. Он также стремился стандартизировать методику преподавания и технические формы для распространения в школьной системе.
В 1899 году Бутокукай построил додзё Бутокудэн в Киото. Здесь в 1905 году было создано подразделение по подготовке инструкторов боевых искусств. В 1911 году Бутокукай сформировал и руководил Бутоку Гакко (Школа боевых добродетелей), которая стала известна как Будзюцу Сэнмон Гакко (Специализированная школа Будзюцу) в 1912 году, а затем Будо Сэнмон Гакко в 1919 году, когда термин « бу-дзюцу » стал официально заменено на « бу-до », чтобы подчеркнуть боевой «Путь» или образовательные аспекты боевых искусств. Именно с этого времени кен-дзюцу стало широко известно как кен-до . Бутокукаи активно продвигали кендо и другие боевые искусства путем создания системы ранжирования, обучения учителей и проведения специальных мероприятий и турниров, и это стало движущей силой решения правительства с 1911 года включить боевые искусства в факультативные курсы в школах.
Развитие Кендо Ката
В попытке объединить многие традиции кендзюцу и их техники, Бутокукай разработали новый набор кендо-ката . В 1912 году они представили Дай Ниппон Тейкоку Кендо Ката (Великое Японское Императорское Кэндо Ката). После этого в десять ката были внесены многочисленные поправки . Тем не менее, это, по сути, составляло то, что современные представители все еще практикуют как Ниппон Кендо Ката.
Довоенный милитаризм и кендо
С ростом влияния милитаризма в 1930-х правительство обязало школы делать упор на «патриотизме и духовном воспитании». С этой целью кендо стало обязательным предметом. К 1942 году физическое воспитание было сосредоточено на кендо , кюдо , дзюдо , нагината (для девочек) и стрельбе из винтовки. Правительство адаптировало кендо, чтобы сделать его более реалистичным. Например, акцент на совершении одной идеальной атаки стал идеализированным. Напротив технической ловкости, которая могла бы облегчить выигрышные схватки. Матчи становились иппон-шобу , или победителем становился тот, кто первым получил очко. Синай стали короче, чтобы походить на длину настоящих мечей, и также поощрялась борьба с близкого расстояния.
Послевоенная демократизация
Естественно, после поражения Японии во Второй мировой войне штаб-квартира запретила любое участие в будо . Но энтузиасты по-прежнему практиковались, только тайно. Из-за того , что кендо ассоциировалось с катаной , оккупационные власти относились к кендо с особым подозрением и пренебрежением. В сентябре 1949 года выпускники Токийской университетской федерации кендо сформировали Токийский клуб кендо и начали искать способы возродить кендо как «вид спорта, пригодный для послевоенного демократического общества». Они сформулировали план развития нового вида спорта под названием синай кёги. Эта гибридная версия кендо подчеркивала спортивные аспекты, сознательно удаляя любые намеки на милитаризм и боевые действия, которые были распространены до и во время войны.
Всеяпонская федерация синай кёги и Всеяпонская федерация кендо
Национальная федерация синай кёги была основана в 1950 году. Ее цель состояла в том, чтобы продвигать и совершенствовать правила и методологию этого нового спорта. В 1952 году власти разрешили синай кёги в качестве факультативного предмета в средних и старших классах школ. В том же году была создана национальная федерация кендо, и обычное кендо снова было разрешено. Однако это было в гораздо менее драчливом стиле, чем десять лет назад. В 1957 году синай кёги и кендо объединились, чтобы стать « гакко кендо » (школьное кендо ). Уже после этого национальная федерация синай кёги была распущена, и синай кёги больше не появлялись .
С созданием национальной федерации кендо в 1953 году был проведен первый ежегодный чемпионат по кендо. В том же году была создана Всеяпонская университетская федерация кендо; Всеяпонская федерация кендо компаний в 1957 году. В 1961 году была основана Всеяпонская федерация школьного кендо. В середине 1960-х и 1970-х годах популярность кендо резко возросла. Это стало самым модным боевым искусством в Японии, и его практиковало значительно больше, чем дзюдо , карате или любое другоге искусство.
Международный распространение кендо
Японские иммигранты в США, Бразилию и Канаду увезли с собой кендо в начале двадцатого века. В предвоенные годы Тайвань и Корея, будучи японскими колониями, также имели приличное количество практиков кендо . Однако последователи кендо в Европе, Юго-Восточной Азии и Океании никогда не имели большого значения до 1970-х годов. Европейская ассоциация кендо была основана в 1968 году, а чемпионаты Европы стартовали в 1969 году.
17 стран и регионов сформировали FIK на встрече в Токио в 1970 году. Его цель заключалась в воспитании доброй воли через международную пропаганду кендо (также иайдо и дзёдо ). FIK отвечает за проведение чемпионатов мира по кендо каждые три года. Он также проводит международные семинары, помогает в развитии инфраструктуры федерации в других странах кендо и осуществляет коммуникацию. По состоянию на 2017 год насчитывается 57 аффилированных стран.
За пределами Японии с ее 1,5 миллионами практикующих, в Корее самое большое число любителей кендо. Численность корейских последователей оценивается примерно в 400 000 человек. Там его называют кумдо, и многие считают его традиционной корейской культурой. Корея, в частности, стремится к тому, чтобы кендо стало олимпийским видом спорта, но большинство членских организаций Международной федерации кендо (FIK) выступают против таких идей из-за опасений, что это поощряет менталитет «победа любой ценой», который может нанести ущерб. Истинная сущность искусства — это средство самосовершенствования.
Кендо: традиции против спорта
Вопрос о том, является ли кендо «традиционной культурой» или «спортом», вызывает жаркие дискуссии в Японии. Некоторые практики делают упор на соревнование, особенно на уровне средней школы и университета. Зрелые практикующие обычно приходят к выводу, что открытое соревнование не соответствует истинному стилю кендо . Считается что сосредоточение внимания исключительно на победе отвлекает от более важной цели развития характера. Помня об этом, Всеяпонская федерация кендо в 1975 году разработала официальную концепцию кендо и цель практики кендо .
Концепция кендо
Концепция кендо состоит в том, чтобы дисциплинировать человеческий характер посредством применения принципов катаны (меча).
Цель практики кендо
Целью практики кендо является:
Сформировать разум и тело,
Воспитать бодрый дух,
И через правильную и жесткую тренировку,
Стремиться к совершенствованию искусства кендо,
Уважать человеческую вежливость и честь,
Общаться с другими искренне,
И вечно заниматься самосовершенствованием.
Это даст возможность:
Любить свою страну и общество,
Способствовать развитию культуры
И способствовать миру и процветанию среди всех народов.
Кендо — популярное боевое искусство в Японии, и число практикующих за пределами Японии постоянно увеличивается. Хотя в Японии его считают благородным примером традиционной культуры страны, в его правила и концепции постоянно вносятся уточнения, чтобы облегчить интеграцию и признание кендо как социально полезного и приносящего удовлетворение вида деятельности для того времени.