Японские сады известны во всем мире своей красотой, сложностью и глубиной смысла. Строительство садов само по себе стало важной формой культурного искусства и является великим источником национальной гордости японцев и большим источником удовольствия для всех, кто посещает Японию.
Как и любой вид искусства, стиль и дизайн находились под сильным влиянием преобладающих философий и политики той эпохи. За последние 1000 с лишним лет японские сады создавались в самых разных стилях и служили разным целям: от прогулочных садов для отдыха феодалов в период Эдо до сухих каменных садов, используемых монахами дзен для религиозных медитативных целей.
Японские сады: история
Ранние японские сады (до 794 г. н.э.)
Одной из самых ранних садовых форм в Японии были священные места посреди природы, которые люди отмечали галькой. До того, как китайская культура была завезена в Японию, эту раннюю садовую форму можно было узнать в некоторых древних синтоистских святилищах, например в святилищах Исэ, здания которых окружены широкими галечными площадками.
Принятие китайской культуры и буддизма с 6 века сильно повлияло на дизайн японских садов. Сады строились при императорских дворцах для рекреационных целей, а именно для развлечения императора и аристократов. Фокусными точками часто были пруды и ручьи, которые пытались воспроизвести миниатюрные изображения известных пейзажей. Они содержали много буддийских и даосских элементов и отражали эти философии в своем дизайне.
К сожалению, ни один из этих ранних дворцовых садов, которым более 1500 лет, не сохранился. Однако, Сад Восточного дворца на площади Хейдзё был тщательно реконструирован на основе археологических находок в Наре и открыт для публики в 1990-х годах.
Японские сады в период Хэйан (794-1185)
В относительно мирный период Хэйан столица была перенесена из Нара в Киото, где аристократы посвящали большую часть своего времени искусству. Они начали строить сады Шинден в своих дворцах, большие сады, которые использовались для изысканных вечеринок и развлекательных мероприятий, таких как катание на лодках, рыбалка и другие развлечения.
Сады Шинден были подробно описаны в классическом романе «Сказка о Гэндзи». В садах, спроектированных по китайским замыслам, были большие пруды и острова, соединенные арочными мостами, под которыми могли проходить лодки. Покрытая гравием площадь перед зданием использовалась для развлечений, а один или несколько павильонов простирались над водой.
Сад Рицурин, датируемый 1625 годом, несет в себе множество влияний периода Хэйан.
Японские сады в периоды Камакура и Муромати (1192-1573 гг.)
В начале периода Камакура политическая власть в Японии перешла от аристократического двора к военной элите. Военные правители приняли недавно введенный дзен-буддизм, и господствующая философия правящего класса перешла от потребления и отдыха к дисциплинированному мышлению. Концепции дзен-буддизма оказали сильное влияние на дизайн сада.
Сады больше не строились как продолжение аристократических дворов, а пристраивались к храмовым зданиям, чтобы помочь монахам в медитации и религиозном продвижении, а не в развлекательных целях. Сады также стали меньше, проще и минималистичнее, сохранив при этом многие из тех же элементов, что и раньше, такие как пруды, острова, мосты и водопады.
Самым экстремальным шагом в сторону минимализма стал Сухой сад Каресансуи , в котором для представления всех элементов садового ландшафта используются только камни, гравий и песок. Они по-прежнему пытались изобразить знаменитые пейзажи, но вода символизируется как расположением каменных форм, образующих сухой водопад (каретаки 枯滝), так и узорами, вырытыми в песке, чтобы создать сухой ручей (каренагаре 枯流).
Из-за отсутствия цветущих растений монохромная природа садов была намеренно похожа на монохромные пейзажные картины тушью, в частности, на картины китайской династии Северная Сун (960–1126). Как и картины, сады предназначены для просмотра с одной сидячей перспективы, что сильно отличается от прогулочных садов отдыха, которые были до них.
Лафкадио Хирн был греком по происхождению, но вырос в ирландии, и стал писателем, который, прожил год в Нью-Йорке, переехал в Японию на остаток своих дней, став гражданином Японии и взял имя Коидзуми Якумо. Известно, что он достиг высокого уровня свободного владения японским языком и написал много книг, описывающих японскую культуру, как она понимается с точки зрения постороннего. Таким образом, он помог многим японцам лучше понять суть того, что значит быть японцем, и поэтому он, пожалуй, самый знаменитый и исторически значимый из всех иностранных писателей в Японии. На тему японских садов камней он писал:
«Чтобы постичь красоту японского сада, надо понять — или хотя бы научиться понимать — красоту камней. Не из камней, добытых руками человека, а из камней, созданных только природой. Пока вы остро не почувствуете, что у камней есть характер, что у камней есть тона и значения, весь художественный смысл японского сада не может быть раскрыт вам. Не только каждый камень выбран с учетом его особой выразительности формы, но и каждый камень в саду или около помещения имеет свое отдельное и индивидуальное имя, указывающее на его назначение или его декоративную функцию». Лафкадио Хирн (1850-1904)
Многие из оригинальных садов этого периода до сих пор сохранились в Японии, особенно в ведущих дзэнских храмах Киото , таких как Рёандзи , Дайтокудзи , Тэнрюдзи и Кокедера . Некоторые более старые образцы также можно найти в Камакуре , в том числе ранние сады дзэн Дзуйсэндзи и Кэнтёдзи .
Сухой сад Каресансуи (Храм Рёандзи в Киото)
Японские сады в период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.)
Чайные сады (чанива) уже появились в предыдущие периоды, но достигли пика своего развития в период Адзути-Момояма, когда современные чайные мастера усовершенствовали их дизайн. Они были пропитаны духом «ваби-саби» или деревенской простоты, за что и известны сегодня.
Чайные сады просты и утилитарны, часто с каменной дорожкой, ведущей от входа в чайный домик. Для освещения и декоративных элементов использовались каменные фонари, а для ритуального очищения используется умывальник (цукубай). Сегодня в Японии можно найти множество чайных садов, хотя многие из них включены в более крупные сады.
Японские сады в период Эдо (1603-1867)
В период Эдо дизайн сада отошел от минимализма периода Муромати, поскольку правящий класс заново открыл для себя свою склонность к экстравагантному дизайну, потреблению и отдыху. Результатом этой измененной культуры стало создание множества больших прогулочных садов с прудами, островами и искусственными холмами, которыми можно было любоваться с разных точек по круговой тропе. Многие прогулочные сады также включали в себя элементы более простых чайных садов и даже использование больших камней, унаследованных от периода Муромати.
Региональные феодалы устраивали прогулочные сады как в своих родных городах, так и на своих второстепенных виллах в Эдо (современный Токио). Поэтому прогулочные сады сегодня обычно можно найти в бывших замковых городах и разбросанных по Токио. Среди самых знаменитых прогулочных садов — Кэнрокуэн в Канадзаве , Коракуэн в Окаяме , Рицурин Коэн в Такамацу, Императорская вилла Кацура в Киото и Рикугиэн и Коисикава Коракуэн в Токио .
Напротив, Цубонива — это небольшие сады, ставшие популярными среди городского населения. Цубо — это единица измерения внутренней площади, которая до сих пор используется при аренде недвижимости в Японии. Цубонива были размером с 2 цубо (четыре татами), и эти мини-сады часто заполняли дворовые пространства внутри зданий или между таунхаусами.
Подобно дзен-садам из гальки и камней, в них нельзя было смотреть извне и в них нельзя было входить, но это было в основном из-за их ограниченного размера, а не из-за посреднических целей. Они содержали декоративные элементы, часто включающие небольшой водный объект, и обеспечивали свет, свежий воздух и прикосновение к природе посреди традиционных домов, которые часто находились в густонаселенных районах.
Цубониву можно увидеть в некоторых исторических торговых резиденциях, открытых для публики. Они также остаются популярным типом сада сегодня среди людей, которые хотят включить в свой дом небольшую зеленую зону, но не могут позволить себе роскошь большого пространства.
Современные японские сады (с 1868 г. по настоящее время)
В период Мэйдзи Япония вступила в эпоху быстрой модернизации и вестернизации, и было построено множество городских парков в западном стиле. Многие из ранее частных прогулочных садов были открыты для публики. Строительство новых садов, ранее инициированное аристократической, военной элитой, буддийскими монахами и феодалами-самураями, теперь было инициировано политиками и промышленниками.
Новые частные прогулочные сады, которые часто содержали элементы западного садоводства, такие как клумбы и обширные открытые лужайки. Многие из этих садов были построены в новой столице Токио, например, Киёсуми Тейен.
Некоторые современные садовые дизайнеры также пробовали свои силы в создании более традиционных типов японских садов, хотя они часто включали в них некоторые новые идеи. Хорошими примерами являются дзенские сады храма Тофукудзи в Киото и каменный сад позади храма Конгобудзи в Коясане, которые датируются 1930-ми годами, или даже более поздние сады Художественного музея Адачи недалеко от Мацуэ.
Художественный музей Адачи недалеко от Мацуэ
Любая поездка в Японию, без сомнения, будет включать в себя посещение какого-нибудь японского сада. Посещения лучших садов Японии, могут перенести вас в прошлое, демонстрируя лучшее из всех четырех времен года.
Японские сады: элементы
Привычная красота садов основана на изобилии растений, деревьев и цветов. В японских садах это не так. Для большинства видов японских садов растения также очень важны, но не являются самым важным их элементом.
Японские сады характеризуются, помимо прочего, гармонией, пространством, специфическими линиями, ощущением ваби и саби, замкнутой частной жизнью . Для этого используются элементы и аксессуары. Они смешиваются друг с другом таким образом, что вместе достигают баланса, линии и ощущения медитации в пространстве сада. Каждый элемент имеет разное значение и может символизировать множество вещей. Можно сказать, что в японском саду нет ничего случайного.
Вода
Вода является одним из основных элементов всех стилей японских садов , за исключением так называемых сухих садов дзен. Вода в садах дзен показан другими элементами: песком, гравием, камнем. И большие, и маленькие озера представляют собой океан или море.
Ручьи и водопады
Ручьи и водопады привносят в пространство движение и звук. Звук может быть неотъемлемой частью японских садов, а также визуальными элементами.
Острова
Острова — еще один традиционный элемент японских садов. Они могут быть обозначены только большим камнем или настолько большими, что на них можно построить павильон. Некоторые из них могут быть созданы в виде черепахи или журавля, символов долголетия и здоровья или священной мистической горы Хорай.
Мосты
Мост в японском саду часто символизирует путь в рай и бессмертие. Однако он также часто соединяет материк с островом и позволяет любоваться красотой сада. Мосты могут быть каменными, деревянными, арочными, плоскими, в зависимости от стиля сада. Некоторые деревянные мосты окрашены в красный цвет, но это больше связано с китайской традицией.
Бамбуковые фонтаны содзу
Бамбуковые фонтаны, известные как содзу, привносят в сад, помимо прочего, элемент звука (точно так же, как водопады).
Рыба и карп кои
Японский карп кои и другие рыбы привносят в водное пространство удивительные краски и жизнь.
Камень
Камень — еще один неотъемлемый элемент японских садов. Преимущественно в садах в стиле каресансуи – сухих садах, широко известных под названием дзен-сады . Песок, гравий и камень могут быть даже единственными элементами, представляющими образ всего ландшафта, океана (песок или гравий), островов, скал и гор (камни разных размеров).
Ступеньки
Маршруты и дорожки в траве, по песчаному или гравийному «океану», а также по настоящему водному пространству. Ступени — т.е. плоские камни – еще один элемент, который можно найти в каждом японском саду. Несимметричная примерка позволит вам испытать ощущение гораздо больших расстояний.
Каменные фонари
Хотя каменные фонари не были неотъемлемым элементом японских садов, в западном мире они стали их символом. И действительно, не так много садов в японском стиле, где не было бы хотя бы одной из многочисленных вариаций каменных фонарей. Они также часто используются для создания ощущения ваби .
Каменные статуи
В японских садах присутствует вездесущая идея буддизма. Поэтому неудивительно, что здесь также можно найти статую Будды. В основном неприметно размещены и часто покрыты мхом, что опять-таки привносит в сад ощущение ваби-саби. Помимо классического Будды здесь также можно было найти статую одного из самых популярных деятелей японского буддизма – Дзидзо Босацу (Бодхисаттвы). Он особенно известен как защитник умерших детей.
Заборы и ворота
Наличие сада, открытого для остального мира, очень редко встречается в японских садах. Японский сад часто окружен стенами или бамбуковыми заборами, которые мешают тщательно продуманному балансу с внешним миром. А забор включает в себя ворота, которые являются как символическим, так и фактическим интерфейсом внутреннего и внешнего мира.
Чайные домики и павильоны
В прошлом многие типы садов были спроектированы так, чтобы их можно было увидеть изнутри здания, такого как дворец или храм. В настоящее время небольшие постройки, такие как павильоны и чайханы, являются одним из элементов сада.
Деревья и растения
Деревья и растения не самый важный элемент японского сада. Тем не менее, для большинства стилей выбор и композиция отдельных деревьев, кустарников, растений и мхов очень важны. Но это уже тема для другой отдельной статьи.