японская каллиграфия сёдо

Японская каллиграфия: Искусство Сёдо

Японская каллиграфия — одно из самых почитаемых и уважаемых форм художественного выражения в японской культуре. Также известная как Сёдо, что переводится как «путь письма», традиция каллиграфии была впервые привнесена в Японию Китаем в VI веке н.э. С тех пор сформировался уникальный японский стиль и техника, которые практиковались самураями, знатью и простыми людьми.

Действительно выдающееся каллиграфическое письмо требует десятилетий на освоение и может цениться так же высоко, как картины и другие формы японского искусства. Практика каллиграфии — это не просто искусство; это гармоничный и философский процесс, который выражается через аккуратную конфигурацию мазков кисти. Японская каллиграфия объединяет поэзию, литературу и живопись, обладая ритмом, эмоцией, эстетикой и духовностью в одной уникальной форме искусства. Это настолько важный аспект японской культуры и идеалов, что её начинают преподавать детям уже в начальной школе.

“Если музыка — это искусство выражать дух слова с помощью голоса и инструментов,
то Сёдо — это искусство выражать дух слова с помощью кисти и чернил”.

書 (СЁ): писать, письмо
道 (ДО): путь, дорога

Краткая история японской каллиграфии

история японской каллиграфии

Основы японской каллиграфии берут начало в Китае во времена династии Хань, когда все основные формы были разработаны к 220 г. н.э. Она была введена в Японию в VI веке н.э. как средство поддержания контактов между странами. Хотя идеографические элементы встречались в письменных системах примерно с 2500 г. до н.э., японский каллиграфический манускрипт стал настолько изысканным, что сегодня восхищает культуры по всему миру.

Кто Создал Японскую Каллиграфию?

Каллиграфия была создана Ли Си, премьер-министром Китая во времена династии Цинь в 208 г. н.э. Изначально пиктограммы вырезались на кости для религиозных целей, но вскоре возникла необходимость в унифицированном письме для административных нужд. Ли Си приписывают стандартизацию этого письма во время его правления. Он решил, что все горизонтальные штрихи должны быть написаны первыми, а иероглифы будут нарисованы снизу вверх, слева направо. Около 300 г. н.э. был изобретен кистевой карандаш с чернилами, и иероглифы могли быть созданы более плавным образом. Самый ранний сохранившийся каллиграфический текст в Японии — это надпись на нимбе статуи Будды Медицины в храме Хорю-дзи.

Оно-но Митикадзэ, выдающийся государственный чиновник, поэт и каллиграф, считается основателем японской каллиграфии. Он создал стиль ваё, который практиковался как форма искусства до середины XIX века.

С момента своего появления в Японии, характеристики китайской каллиграфии были модифицированы, чтобы соответствовать уже существующему японскому языку, и стали известны как кандзи. Кандзи — это нефонетические символы, заимствованные из китайских иероглифов, которые использовались наряду с японскими слоговыми системами хирагана и катакана. До появления этих уникальных японских алфавитов, китайский каллиграф Ван Сичжи считался самым уважаемым каллиграфом в Японии в IV веке. Сегодня сёдо является популярным предметом среди студентов художественных школ и широко практикуется как уважаемое средство выражения в японской культуре.

Для Чего Используется Японская Каллиграфия?

Для Чего Используется Японская Каллиграфия?

Японская каллиграфия и чернила

Японская каллиграфия имеет множество целей. Это форма искусства, средство коммуникации, а также дзен-практика, вызывающая гармонию и мудрость. Этот важный навык передается из поколения в поколение, подчеркивая красоту и баланс письма. С помощью бамбуковой кисти и туши, изготовленной из сажи сосны, каллиграфы создают плавные, текущие мазки кисти, подобные живописи. Это текучее, спонтанное движение, которое должно содержать священное значение в каждой линии. Как и японские чайные церемонии, икебана (японское искусство аранжировки цветов) и другие формы художественного выражения, каллиграфия выступает как медитативное, духовное подношение.

Стилевая Письма Сёдо

С момента своего возникновения сформировались различные стили Сёдо, многие из которых отражали тенденции или правящего правителя в конкретный период времени. Даже если определенные произведения искусства считаются одним и тем же стилем письма, каждый умелый каллиграф имеет свое уникальное выражение и способ исполнения этого стиля. Три основных типа стилей Сёдо, широко практикуемых сегодня, описаны ниже.

Кайсё

Японская каллиграфия: Искусство Сёдо

Обычно студенты Сёдо начинают с изучения Кайсё. Этот блоковый стиль письма считается основой для других менее формальных стилей, и поэтому его необходимо освоить, чтобы правильно почувствовать ремесло. Иероглиф кай (в Кайсё) переводится как «правильность», и именно на этом основывается стиль. Каждый штрих следует жесткому порядку, а композиция и пропорции тщательно исполняются. После освоения Кайсё художники могут переходить к менее формализованным, более художественным стилям.

Гёсё

Японская каллиграфия: Искусство Сёдо

Гёсё буквально переводится как «движущийся стиль», что точно описывает технику, используемую в этом стиле каллиграфии. Менее формальный и жесткий, чем Кайсё, Гёсё — это полукустовый скрипт, который фокусируется на движении и плавности с менее угловатыми иероглифами. Кисть каллиграфа не покидает бумагу, и каждый штрих предназначен для продолжения следующего. Таким образом, он предлагает более творческий выход для художников и широко используется как повседневный стиль письма среди писателей.

Сосё

Японская каллиграфия: Искусство Сёдо

Сосё — самый сложный тип каллиграфии для освоения и понимания. Этот кустовый стиль, как считается, имитирует эффект ветра, дующего по траве, где иероглифы перетекают друг в друга. Штрихи сильно изменяются, а иногда и полностью удаляются, чтобы создать гладкое ощущение письма. Сосё в основном используется в абстрактных произведениях искусства, особенно в дзен-искусстве, где важно передать энергию через работу.

Старинные Знаменитые Стили Письма

Тэнсё

Возможно, самый древний стиль письма, Тэнсё, был разработан до появления бумаги и чернил. Он называется «печатным скриптом», потому что использовался для создания печатей для нанесения отпечатков на другие материалы. Он до сих пор используется на печатях в Японии.

Рэйшё

Рэйшё сформировался как более практичный и эффективный стиль письма по сравнению с Тэнсё. Известный как «скрипт писца», этот стиль письма был достигнут с помощью чернил на деревянных или бамбуковых полосках. Он до сих пор используется на банкнотах в Японии.

Японские Каллиграфические Инструменты, Техники и Характеристики

Японские Каллиграфические Инструменты, Техники и Характеристики

Инструменты

Инструменты, используемые в японской каллиграфии и других азиатских традициях, являются одними из самых важных достижений ремесла и даже называются «Четыре сокровища кабинета». Эти четыре сокровища, или «драгоценности», включают: кисть, чернила, бумагу и чернильный камень.

Кисть (Фуде): Кисть, возможно, является самым важным инструментом для наилучшего выполнения ремесла. Существует два типа кистей: хософуде (тонкая кисть) и футофуде (толстая кисть). Обычно они изготавливаются из бамбука, а щетина берется от животных, таких как волк, барсук, лошадь или белка.

Чернила (Суми): Хотя самые ранние чернила для письма изготавливались из природных минералов, таких как графит, сегодня они изготавливаются из сажи сосновых веток. Склоны гор возле Нары и Судзуки в Японии ценятся за высокое качество чернил.

Мульберийская бумага (Ваши): Эта традиционная японская бумага обычно более прочная, чем обычная бумага, и лучше впитывает чернила.

Чернильный камень (Судзури): Художники используют чернильный камень для растирания чернил суми до черного состояния для создания чернил.

Сегодня японские каллиграфические инструменты представлены в различных ценовых категориях и стилях, поэтому лучше проконсультироваться с экспертом, если вы только начинаете. Другие важные инструменты, используемые для овладения ремеслом, включают:

Пресс-папье Бунчин: Используется для удержания бумаги в стабильном состоянии во время письма.

Фетровая подкладка Ситадзики: Ситадзики переводится как «нижний лист» и представляет собой коврик, размещаемый под пресс-папье. Он предотвращает появление следов на нижних листах и обеспечивает лучшую поверхность для письма.

Техники и Характеристики

Сёдо прежде всего является формой искусства, поэтому характеристики и техники — это лишь отправные точки, перед тем как художник добавит свой уникальный штрих к каждому произведению. Ниже приведены основные техники и лучшие практики для создания ценного произведения японской каллиграфии.

Способы Держания Кисти: Существует несколько способов, которыми каллиграфы держат кисть. В методе Танкохо кисть держится как карандаш, с использованием большого, указательного и среднего пальцев. В методе Сокохо художник добавляет к этому безымянный палец.

Выбор Бумаги: Существует множество вариантов выбора бумаги, особенно с учетом того, что практика стала более модернизированной. Обычно для кандзи используется белая бумага, а для написания писем кистью или отправки персонализированных писем используется письменная бумага. Каллиграфы могут выбирать из различных узоров, цветов и толщин.

Виды мазков кистью: Эти основные восемь мазков кистью в кандзи называются эйджихаппо. Каждый мазок практикуется и осваивается перед использованием.

ЭлементЯпонскийРусскийКитайский
1tenточка側 soku
2yokogaгоризонтальная штрих勒 roku
3tategaвертикальный штрих努 do
4haneдвижение вверх от горизонтального или вертикального штриха趯 teki
5migihaneмазок вправо верх策 saku
6hidaribaraiмазок влево вниз掠 ryaku
7hidarihaneмазок влево вниз啄 taku
8migibaraiмазок вправо вниз磔 taku

Другие характеристики:

  • Горизонтальные мазки пишутся первыми.
  • Письмо в основном ведётся слева направо, сверху вниз.
  • Одним из самых ценных аспектов ремесла является разнообразие. В одном произведении обычно отображается смесь различных стилей и мазков.

Как и другие японские искусства и антиквариат, каллиграфия была введена в Японию из другой культуры. Когда японцы переняли эту практику, они быстро сделали её своей, создавая новые стили и уникальные техники. Сегодня она считается одной из самых красиво выраженных форм искусства в японской культуре и ценится наравне с высоко уважаемыми картинами. Коллекционеры японского искусства могут оценить тонкости каждого мазка кисти, а также духовный и значимый характер каждого произведения.