Тадао Андо

Тадао Андо, маршрут архитектора-самоучки

От боксерского ринга до самой престижной международной архитектурной премии — это необыкновенный путь японского архитектора Тадао Андо, на счету которого более 300 архитектурных достижений по всему миру с момента его старта в Осаке в 1969 году.

Нетипичный курс

Тадао Андо полностью самоучка . Бывший профессиональный боксер без архитектурного диплома, тем не менее, сегодня принадлежит к очень элитному составу «звезд архитекторов».

Андо родился в 1941 году в Осаке. Его воспитывала бабушка. Подростком он ежедневно посещал ремесленные мастерские (столяры, плотники, слесари и стекольщики); которые обнаруживают в нем определенный вкус к архитектуре и творчеству. Ему также нравится бродить по улицам Осаки в поисках старых зданий для изучения. Так начинается его неформальное ученичество в архитектуре.

Повесив боксерские перчатки в возрасте около 24 лет, он работал в области дизайна мебели, архитектуры интерьера и ремонта домов . Он покупает подержанные руководства по архитектуре, в которых находит работы Ле Корбюзье. Особенно впечатленный работами французского архитектора, он предпринимает долгое художественное и образовательное путешествие, по его словам: «посетить здания, которые вдохновляют», испытать их пространство и запомнить их своим телом». Между 1962 и 1969 годами он путешествовал по миру, чтобы увидеть великие архитектурные шедевры и усовершенствовать свое самообучение. Это также возможность для него оценить достижения Ле Корбюзье в Париже и Марселе и цистерцианских аббатствах на юге Франции.

Тадао Андо, маршрут архитектора-самоучки

Международное признание

Вернувшись в Осаку в 1969 году, он основал свое агентство и начал свою работу со строительства небольших особняков в начале 1970-х годов.

Одно из его первых достижений, дом Адзумы в районе Сумиёси, сделает его известным архитектором. Полностью сделанный из бетона, он занимает крошечное пространство между домами в традиционном стиле. Андо  играет с узостью земли, представляя себе дом с глухим фасадом и внутренним двором , который позволяет его обитателям избежать городского безумия. Завершенный в 1976 году, он будет удостоен премии Института архитектуры Японии в 1979 году . Тадао Андо приобрел этот дом в 1982 году для  размещения штаб-квартиры своей архитектурной фирмы .

1990-е годы являются синонимом посвящения. Он создал японский павильон для Всемирной выставки в Севилье в 1992 году; самый заметный и посещаемый павильон. Крупнейшие музеи мира уже посвящают ему крупные ретроспективы: МОМА в Нью-Йорке в 1991 году и Центр Жоржа Помпиду в 1993 году. После получения весьма престижной Притцкеровской премии в 1995 году он был назначен профессором Токийского университета. Вот вам и архитектор-самоучка!

Желание: “Прикоснуться к душе народа”

Затем Тадао Андо будет говорить о любом типе проекта (церковь, музей, духовное место, фонд) в сердце природы, а также в сердце больших городов, руководствуясь своим наставлением: «Я реализую свою архитектуру, спрашивая себя, как я мог бы создавать вещи, которые остаются запечатленными в душах людей навечно».

Автор реконструкции выставочных площадей коллекции современного искусства бизнесмена Франсуа Пино в Венеции и Париже, он также является автором дизайна Tokyo Sky Tree .

Тадао Андо, маршрут архитектора-самоучки

Архитектор Наосимы

За всю впечатляющую карьеру архитектора остров Наосима , посвященный современному искусству во Внутреннем море Сето, стал выдающимся проектом.

В 1989 году Соитиро Фукутаке, президент компании Benesse и инициатор создания этого музейного острова, попросил Андо построить Дом Benesse . Этот отель-музей представляет собой уникальное место, откуда открывается захватывающий вид на море и окружающие вулканические острова. Затем Андо построил пристройку к отелю, огромный овал; идеальное слияние природы и архитектуры. Он также создал Минамидеру, деревянное здание, в котором находится работа американского художника Джеймса Турелла.

В 2000-х он спроектировал еще два музея на острове; Художественный музей Чичу и Музей Ли У-фан . Создание собственного музея на Наосиме является дополнительным знаком тесной связи архитектора с этим местом: он человек Наосимы.

Каков стиль Тадао Андо?

  • Простые геометрические фигуры

Используя правильные геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.), а также ограниченный набор материалов , его стиль сразу узнаваем. Благодаря экономии средств и простоте Андо является частью определенной японской традиции, а также черпает вдохновение в западных стилях Ле Корбюзье, Баухауза и американского архитектора Луи Кана.

  • Гладкий бетон

Андо имеет пристрастие к бетону, внешний вид которого со временем меняется и улавливает свет. Уделяя особое внимание деталям, он довел свое стремление к совершенству до крайности , разработав свою конкретную формулу . Несмотря на то, что бетон остается необработанным, он гладкий и нежный, напоминающий матовый или окрашенный бетон.

  • Архитектура как убежище

Здания Тадао Андо спроектированы как убежища спокойствия за закрытыми дверями от городского хаоса. Застроенное пространство является архитектурой-убежищем, изолирующимся от городского общественного пространства . Вот почему многие из его жилищ организованы вокруг внутреннего двора, позволяющего проникать свету и создающего защитный кокон.

  • Интеграция природных элементов (вода и свет)

Андо использует природные элементы как самостоятельные архитектурные элементы . В его церкви Света, построенной в 1989 году в Ибараки, где солнце проникает в здание через крестообразное отверстие, именно свет материализует священное качество этого места. Замечательный пример гармонии природного элемента и бетонной архитектуры.

Основные произведения Тадао Андо в Японии

Среди 300 архитектурных достижений, разбросанных по полусотне стран, очень трудно удержать лишь несколько. Выбор, основанный на основных критериях; эта доступность для публики, чтобы иметь возможность открывать эти места со всех сторон!

  • Церковь Света в Ибараки. Адрес: 4 Chome-3-50 Kitakasugaoka, Ibaraki, Osaka 567-0048
  • Церковь на воде. Адрес: Nakatomamu, Shimukappu, Yufutsu District, Hokkaido 079-2204, Japan
  • Музей Сиба Рётаро. Адрес: 3 Chome-11-18 Shimokosaka, Higashiosaka, Osaka 577-0803.
  • Музей иллюстрированной книги Иваки. Адрес: Katsutsuo-209-17 Tairatoyoma, Iwaki, Fukushima 970-0224.
  • Авадзи-Юмебутай. Адрес: Awaji, Hyogo, Japan
  • Остров Наошима
  • Торговый комплекс Omotesando Hills в районе Омотесандо . Адрес: 4 Chome-12-10 Jingumae, город Сибуя, Токио 150-0001.
  • Кладбище Макоманаи Такино и холм Будды . Адрес: 2 Takino, Minami Ward, Sapporo, Hokkaido 005-0862
  • 21_21 Дизайнерский взгляд . Адрес: 9-7-6 Akasaka, Minato-ku, Tokyo
  • Дом Адзума: это не общественное место, поскольку с 1982 года в нем находится архитектурное бюро, но о нем стоит упомянуть. Это был и останется культовым домом мастера; тот, кто начал все это и где начинается каждый проект. Адрес: 2 Chome-13 Sumiyoshi, Sumiyoshi-ku, Осака.