От обложек альбомов и музыкальных клипов до уличной одежды и высокой моды до выдающихся культурных учреждений — отпечаток пальца Такаси Мураками присутствует во всей поп-индустрии. В его стиле органично сочетаются западные коммерческие образы и отсылки к японской поп-культуре с богатым культурным наследием страны, от буддийской иконографии до субкультур отаку. Несмотря на то, что Мураками вдумчиво относится к искусству как к товару и нанимает сотни рабочих для своих проектов, таких как коллега-суперзвезда современного искусства Джефф Кунс, его маниакально-жизнерадостные фигуры, такие как его фирменный радужный цветок, также несут глубокий смысл и горькие коннотации к разрушительному прошлому. Мураками известен тем, что разработал собственное художественное движение Superflat, которое сжимает как эстетику, так и культурные ценности искусства и ставит под сомнение его роль как товара. Его картины, скульптуры и фильмы населены повторяющимися мотивами, такими как улыбающийся цветок, череп или гриб.
Разбор имени: дословно 村上隆 — Муракми Такаси переводиться как «благородный начальник деревни». Характер фамилии Мураками связан с действием и активностью, беспрестанным движением вперед. В нем преобладает дух первопроходца, свобода и независимость. Мураками производит впечатление прирожденного лидера.
Биография Такаси Мураками
Такаши Мураками родился в 1962 году в Токио, Япония. В 1993 году Мураками получил докторскую степень в Токийском национальном университете изящных искусств и музыки, где он учился на художника в соответствии с традиционными японскими художественными условностями в отношении техник, тем и материалов. По сей день Мураками активно включает эти элементы в свои работы, в том числе фантастические фигуры и необычные отсылки к традиционной буддийской иконографии или дзенской живописи и техникам композиции периода Эдо 18 века.
«Мое эстетическое чувство сформировалось в юном возрасте благодаря тому, что меня окружало: узким жилым пространствам Японии и мысленным побегам из этих пространств, которые принимали формы манги и аниме».
— Такаси Мураками
Мураками в Нью-Йорке
После завершения учебы Мураками начал выставлять свои работы в 1990-х годах как часть поколения японской нео-поп-музыки, но вскоре понял, что для того, чтобы преуспеть как художник в Японии, ему нужно построить новый тип арт-рынка, который бы охватывают как западную, так и японскую культуру. Он переехал в Нью-Йорк в 1994 году, получив стипендию Азиатского совета по культуре, и начал разрабатывать основные концепции своей художественной практики.
Искусство как товар
Два года спустя, вдохновленный тем, как Джефф Кунс маневрирует в мире искусства, Мураками основал в Токио фабрику Hiropon Factory, производственную мастерскую, которая в 2001 году стала Kaikai Kiki Co. Ltd: международной корпорацией, в которой более сотни сотрудников занимаются производством , управлением и маркетингом произведений искусства Мураками. Его компания разработала рыночную стратегию, выходящую за рамки творческих кругов, разрабатывая продукты на заказ в сотрудничестве с такими люксовыми брендами, как Louis Vuitton и Issey Miyake.
«Мы хотим видеть новейшие вещи. Это потому, что мы хотим видеть будущее, хотя бы на мгновение. Это момент, в который, даже если мы не полностью понимаем, что мы увидели мельком, мы, тем не менее, затронуты этим. Это то, что мы стали называть искусством».
— Такаси Мураками
Суперплоское движение
В 2000 году Мураками опубликовал социокультурные и эстетические амбиции своего искусства в манифесте, который дал название его собственному художественному движению: Superflat. Стиль движения был вдохновлен традиционными японскими гравюрами на дереве в стиле укиё-э, произведениями, в которых сюжет и персонажи изображались с очень небольшим акцентом на глубину. Такаши дополнил эту перспективу сложной и яркой цветовой палитрой, а также тонкими персонажами. Он часто делает свои работы массовыми и доступными, подчеркивая плоскость в искусстве и другими способами. Superflat стремится стереть границы между жанрами искусства и разделением на высокое и низкое искусство и сочетает этот подход с традиционным японским искусством и дешевым поверхностным потребительством.
Сотрудничество в сфере моды и дизайна
Стиль Мураками вскоре сделал его фаворитом голливудской элиты. С момента своего первого появления в 1990-х годах персонажи Мураками вышли за пределы мира искусства и захватили каждый уголок поп-культуры. Движение Superflat распространилось на различные отрасли и оставило свой след в уличной одежде, высокой моде, производстве музыкальных клипов и обложках альбомов. Мураками известен своим сотрудничеством с другими ключевыми игроками индустрии развлечений, такими как Канье Уэст, Фаррелл Уильямс, Билли Эйлиш, а также работой с такими престижными домами моды, как Louis Vuitton.
«Можно сказать, что я скорее не крупная фигура, а влиятельный символ меньшинства».
— Такаси Мураками
Такаси Мураками и Louis Vuitton
В 2002 году Марк Джейкобс поручил Мураками заново изобрести дизайн монограммы бренда и начал плодотворное сотрудничество, которое длилось почти два десятилетия. Версия Мураками дизайна роскошного бренда дебютировала в 2003 году на весеннем показе мод бренда. С тех пор Мураками привлек внимание многих самых знаковых брендов моды, таких как Adidas, Vans и Supreme, и все они искали свои фирменные цветы.
Такаси Мураками и Кании Уэст
Кании Уэст, вероятно, является первым промоутером Мураками в Голливуде и тем, кто сотрудничал с художником на нескольких фронтах. Они впервые встретились в студии Мураками, когда Кании прилетел в Токио, планируя купить одну из скульптур Мураками «Мисс ко2». Мураками впервые участвовал в обложке основного альбома Уэста 2008 года Graduation , в котором стиль Superflat трансформировал фирменный талисман Кании, Медведя-выпадающего, взлетающего с самолета, окруженного красочными мотивами Мураками. Мураками также спродюсировал и снял видеоклип на один из синглов альбома, Good Morning. Совсем недавно два артиста вместе с Кидом Кади совместно работали над полноформатным совместным альбомом под названием Kids See Ghosts .
Такаси Мураками и Фаррелл Уильямс
На этот раз соратник Мураками хотел завоевать другую отрасль, кроме своей собственной: рэпер, автор песен и предприниматель Фаррелл Уильямс обратился к Мураками с идеей создать вместе уникальную скульптуру. Произведение, появившееся из этой идеи, «Simple Things» («Простые вещи») (2009 г.) было создано в Токио из стекловолокна, стали, системы светодиодного освещения и включает в себя семь потребительских товаров, отобранных Уильямсом, покрытых золотом, рубинами, сапфирами, изумрудами, и бриллиантами. «Простые вещи» — это, прежде всего, скульптурное изображение персонажа Мураками, мистера Доба, который был интерпретирован как альтер-эго художника. Работа оставалась в той же частной коллекции с момента своего дебюта на Art Basel в 2009 году и впервые была выставлена на аукцион Christie’s в Гонконге в 2019 году.
Такаши Мураками и Билли Айлиш
В 2019 году Мураками сотрудничал с другой иконой поп-музыки, Билли Айлиш, сняв музыкальное видео в стиле аниме на ее песню You Should See Me in a Crown. Совместный проект сопровождался мерчандайзом, выпущенным ограниченным тиражом, вдохновленным богатством мучительно биполярного мира фильма, где похожая на монстра Айлиш уничтожает фирменные улыбающиеся цветы Мураками. Эти двое ранее сотрудничали в модной индустрии Uniqlo, а также вместе работали над фотосессией для журнала Garage.
Автор статьи Zuila.