Синигами — это японские боги или духи смерти. В некотором смысле они схожи с образом Жнеца Смерти (скелет в черной мантии с косой), однако эти сверхъестественные существа выглядят менее пугающе и появились в фольклоре значительно позже. Со временем роль синигами в японской культуре претерпела значительные изменения.
Синигами не существовали в традиционном японском фольклоре и появились лишь позднее. Само слово состоит из двух японских кандзи: 死 «си» (смерть) и 神 «ками» (бог или дух).
Синигами как японский Жнец Смерти
Несмотря на богатую историю японской мифологии, наполненной различными природными сущностями, такими как ками, синигами стали частью фольклора лишь в XVIII–XIX веках. Термин «синигами» отсутствует в старинной японской литературе; впервые он встречается в эпоху Эдо, когда упоминался в контексте кукольного театра и произведений, посвящённых злым духам, одержимости живых людей и ритуальным двойным самоубийствам.
Именно в этот период западные идеи, включая христианские, начали проникать в традиционные синтоистские, буддийские и даосские верования. Например, в синтоизме уже существовала богиня смерти Идзанами, а в буддизме — демон Мритью-мара, соблазняющий людей на смерть. Однако взаимодействие восточной и западной культур, включая концепцию Жнеца Смерти, привело к появлению новой мифической фигуры.
Хотя японские духи смерти имеют общие черты с Жнецом Смерти, существуют и значительные отличия.
Сравнение с Жнецом Смерти
В западной культуре Жнец Смерти представляет собой пугающий образ, воплощающий саму сущность Смерти. В японских поверьях, напротив, смерть воспринимается скорее как часть естественного круговорота жизни. Синигами играют роль помощников, обеспечивающих упорядоченность этого процесса.
Если Жнец Смерти описывается как «собиратель душ», то японский бог смерти просто наблюдают, чтобы люди уходили из жизни в определённый срок, и сопровождают их души в загробный мир. Можно отметить, что синигами менее пугающи, так как они спокойно провожают людей к смерти, не применяя устрашающих или агрессивных действий.
Кроме того, если Жнец Смерти чаще всего изображается как скелет в чёрной накидке с косой, то японские духи смерти описываются как многочисленные сущности неустановленного внешнего вида.
Легенда о синигами
Одна из традиционных историй повествует о человеке, который, разочаровавшись в жизни, решил свести счёты с ней. Однако его посещает дух смерти, который говорит, что его время ещё не настало. Синигами объясняет, что продолжительность жизни каждого человека представлена в виде свечи, и как только её огонь угасает, человек умирает. Это подчёркивает, что дух не управляют жизнью и смертью напрямую.
Чтобы удержать человека от самоубийства, синигами раскрывает ему способ заработка. Он советует ему притвориться врачом, способным вылечить любую болезнь. С помощью магических слов можно отправить синигами обратно в мир мёртвых, продлевая жизнь больному. Однако это сработает только в случае, если бог смерти находится у изножья кровати. Если он у изголовья, смерть неизбежна. Эти знания позволили человеку обрести богатство.
Однажды его позвали лечить больного. Увидев, что синигами сидит у изголовья кровати, что означало неизбежную смерть, человек, движимый алчностью, решился на риск. Он повернул кровать, изменив расположение духа смерти, и спас жизнь пациента.
Возвращаясь домой, человек столкнулся с недовольством синигами за своё ослушание. Однако затем японский бог смерти предложил отпраздновать успех за выпивкой. Человек согласился, и тот привёл его в помещение, наполненное свечами. Он показал свечу, символизирующую жизнь человека, которая почти догорела из-за его вмешательства. Человеку предложили возможность продлить свою жизнь, перенеся фитиль своей свечи на другую, но он провалил попытку, уронив свечу, и скончался.
Синигами в современной культуре
Синигами остаются актуальными и в современности, часто появляясь в японских аниме и манге. Среди них — Тетрадь смерти, Блич, Наруто и Пожиратель душ. В этих произведениях японские духи смерти получают роли, зачастую далекие от их традиционных функций. Помимо связи со смертью, современные образы имеют мало общего с их классическими представлениями.